Зеркало развития ребенка. Часть 3

В донаучных народных представлениях о сновидениях наиболее ценна уверенность в том, что сновидения имеют смысл и подлежат серьезному изучению и истолкованию.

Многие проблемы данной области медицины и психологии только сейчас начинают формулироваться достаточно четко. Читатель этой книги не найдет ответов на все интересующие его вопросы о сне и сновидениях. Однако даже факты и частные обобщения, которые уже известны науке, до такой степени интересны и поучительны, что их осмысление и изложение необходимо и своевременно.

Результаты многочисленных научных исследований и многолетней практики специалистов, чья деятельность соприкасается с многогранным миром сновидений, вновь и вновь свидетельствуют в пользу того, что сновидения – чрезвычайно ценный ресурс на пути человека к самопознанию.

В книге рассказывается об исследованиях в области физиологии и психологии сна детей разного возраста, делаются практические выводы, которые помогают понять и почувствовать, что стоит за различными вариантами нарушений детского сна.

Считаю необходимым проинформировать читателя о структуре книги. При отсутствии подобных предваряющих сведений читатель, настроенный наобещанную информацию о детском сне, получит в большом объеме сведения о возрастных этапах развития ребенка, биоритмах, о воспитании, дисциплине и некоторых других вопросах, к которым он не был готов.

Если бы книга была написана так, как она планировалась изначально, то была бы узко сфокусирована на детских сновидениях. Однако в процессе работы стало понятно, насколько трудно рассуждать об особенностях сновидений у детей, не упомянув о возрастных ступенях детского сна, его физиологии и патологии. Далее высветилась другая проблема: информация о детском сне в отрыве от возрастных этапов развития ребенка и разнообразных влияющих на него физиологических и психосоциальных факторов, представляется вырванной из контекста. Структура книги постепенно корректировалась и усложнялась, в итоге возникла попытка рассмотреть сон как зеркало, в котором прямо, косвенно или символически отражаются различные нюансы и проблемы развития ребенка, особенности личности и межличностного взаимодействия, степень физического и душевного благополучия, и, наконец, его потенциал, возможности и перспективы дальнейшего развития.

Насколько эта попытка удалась – судить вам, уважаемый читатель. Тот факт, что вам в руки попала эта книга, и вы сейчас читаете эти строки, не кажется мне случайным. Думаю, что не ошибусь в своем предположении, что Вы относитесь к одной из двух групп.