Вождь краснокожих. Часть 5

Трудно сдержаться, если ваш годовалый малыш исписал несмываемым маркером всю стену или распустил папин свитер. Повышение голоса – естественная реакция гнева и осуждения. Но крик несет разрушительную силу и подает плохой пример. Наверное, единственное, чего вы добьетесь криком – снятия напряжения с себя и поощрения агрессии у ребенка. Воздействие дисциплинарных мер будет гораздо значительнее, если вы говорите спокойно и обдуманно. Если вас душит гнев, сделайте паузу, несколько глубоких вдохов и выдохов перед тем, как предпринять какие либо действия.

В воспитании таких детей оправдана система запретов на причинение вреда окружающим. В случае запрета ребенок, естественно, тут же начнет его проверять, например, колотя всех подвернувшихся детей чем ни попадя. В таком случае после каждой попытки попросту физически изымайте ребенка с игровой площадки или из песочницы, сообщайте ему о своем негодовании и отправляйтесь гулять в скучное, некрасивое, неинтересное место, где других детей нет и не предвидится. Поступайте так вплоть до выработки условного рефлекса: ударил ребенка – ушел домой или в «плохое» место.

В равной степени неэффективны слишком короткое реагирование и сообщения, произнесенные мягко и нерешительно или носящие размытый характер. К примеру, не действуют формулировки: «Ты не будешь прыгать на диване, правда, дорогая? Ты хочешь идти баиньки сейчас?» Кроме того, избегайте осуждений, даже если они произносятся с улыбкой.

Важно, чтобы ребенок знал, что если он расстроен, то может поколотить определенный мягкий предмет – можно выделить для этих целей специальную подушку, – но никогда человека.

Психотерапевтическую беседу с таким ребенком важно начать с проявления уважения к нему, тогда сложится контакт. Он любит, когда его почтительно выслушивают и соглашаются с его словами.

Общаться с ним надо, не задевая его достоинства и положения, без намека на то, что вы знаете больше. Неразумно вступать в конфронтацию. Не старайтесь противопоставить ему свою личность и ум. При общении с подростком, как бы внешне соглашаясь с ним, можно спросить, не заинтересует ли его мнение такого то признанного эксперта, сказанное в таком то признанном труде. Попробуйте прокомментировать это мнение и, отталкиваясь от данного комментария, приступайте к серьезному разговору по существу. Биться о стену его самоуверенности смысла нет, лучше ее обойти.

Следует быть осторожным в шутках, особенно, двусмысленных. Ребенок вероятно любезно улыбнется, но внутренне примет шутку за издевку над собой, так как самоиронии ему не достает. Сам может шутить, в том числе и над собой, но вам лучше этого не делать. Шутите на посторонние, никак не связанные с его личностью темы.

В отношении к проблемам, связанным со сном у такого ребенка, также важно установить определенные допустимые рамки поведения. Простейший пример – обязательное возвращение ребенка в постель при каждом проявлении синдрома «зова из за двери». Очень важно делать это при минимуме эмоций. Иначе происходящее превратится в игру, побуждающую детей вскакивать с постели только для того, чтобы увидеть, как отреагируют отец или мать. Ведите себя спокойно, даже если малыш рассержен и громогласно выражает недовольство: если вы покажете, что рассержены, ребенок будет постоянно провоцировать вас. Тогда отход ко сну будет восприниматься как неотъемлемая часть дня и перестанет быть часом, которого заранее боятся все в доме.