Великие экспериментаторы

Не надо стекла доставать

Из маминых очков

И бить по папиным часам

Железным молотком.

И не поите молоком

Аквариумных рыб,

Пока родители еще

Из дома не ушли.

Г. Остер

Основные показатели психомоторного развития ребенка 2–3 лет

Между вторым и третьим годом ребенок подрастает еще на 5–7,5 см и прибавляет в весе до 2,25 кг.

Малыш становится настолько подвижен, проворен и настойчив в своей исследовательской деятельности в доме, что мать, не поспевая за ним, иногда с грустью вспоминает то благословенное время, когда ее младенец тихо лежал в кроватке.

На 2 м году жизни координация движений ребенка значительно улучшается. Теперь малыш может прыгать, танцевать, подниматься по лестнице, бегать быстрее, чем раньше, лучше контролировать направление.

Примерно в 2,5 года он способен удерживать предмет двумя пальцами. Пальчики становятся достаточно ловкими, чтобы переворачивать бумажные страницы, возить игрушки с колесиками, нанизывать бусинки, строить пирамидку.

Ребенок уже помогает по дому (убирает игрушки, приносит отдельные предметы), самостоятельно надевает что то из одежды, рисует вертикальную и горизонтальную линии и каракули, строит башню из четырех кубиков, вынимает мелкий предмет (бусина) из емкости, листает книжки и рассматривает картинки, называет их. Он бегает, прыгает, пятится, свободно поднимается и спускается по лестнице, бросает мяч взрослому, крутит педали трехколесного велосипеда, моет руки и вытирает их, полощет рот и чистит зубы, знает свое полотенце и его место, осваивает горшок. Ребенок умеет правильно сидеть за столом, есть ложкой, немного проливая, пить из чашки, вытирать губы после еды салфеткой.

С 2 лет быстро развивается интеллект ребенка. В 2,5 года малыш уже может выразить словами просьбу, вести короткие диалоги: сначала он говорит простыми предложениями, а потом появляются фразы с союзами (и, да, а), личными местоимениями (я, ты, он, она), наречиями (больше, меньше), прилагательными (большой, маленький, хороший, плохой) и предлогами (в, на, с, у). Речь малыша становится более чистой, лучше произносятся твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), правильно звучат отдельные сочетания согласных («пт», «фт»). Многосложные слова еще могут произноситься с ошибкой («дерево» может произноситься, как «деверо», «шоколадка» – как «шаладка» и т. д.).