Великие экспериментаторы. Часть 3

Карабкаться на самый верх лестницы восхитительно, а обнаружить, что умения с нее спускаться тебе недостает – досадно. Разочаровываясь подчас в своих новых способностях, дети ищут утешения в объятиях родителей.

Малыш, хорошо умеющий ходить, совершает различные поступки не задумываясь. Обычно результаты воодушевляют его, реже – вызывают раздражение. Ребенок постепенно узнает границы своих физических возможностей, формирующие, наряду с установленными родителями правилами, его поведение. Кроме того, малыш начинает понимать, что, живя в обществе, добиться полной независимости нельзя.

Сочетание бесстрашия и чрезмерной свободы действий могут вызвать опасный эффект, у детей увеличивается возможность попасть в опасные ситуации. Малыши, умеющие лазать, могут стянуть со стола кастрюли или стаканы. Быстро бегая, они нередко врезаются в стеклянные двери или ранятся об острые углы стола. Юные экспериментаторы с проворными пальчиками уже понимают, как открутить крышку от пузырька с лекарствами. Жизнь с ребенком в возрасте 1–3 лет требует от родителей терпения, гибкости, такта и чувства юмора. Их задача – обеспечить безопасную обстановку. Родителям важно направлять стремления ребенка, не подавляя их, предоставлять ему свободу, не создавая хаоса. Даже если постреленок исчезает из поля зрения и не беспокоит вас, необходимо периодически справляться о том, где он и что с ним. Взрослые в ответе за безопасность всех результатов исследовательской деятельности ребенка.

Тем не менее, постоянное присутствие за спиной у малыша и предупреждения типа: «Не трогай это!», «Осторожно!» – совсем не веселое занятие. Сведите к минимуму запреты и увеличьте степень доверия, создав безопасную среду для ребенка, а не пространство, заполненное одними «нет».

Организация цикла сон – бодрствование

Продолжительность сна ребенка на этом этапе составляет примерно 12–13,5 ч ночью и от 1,5 до 2,5 ч днем. Большинство малышей укладываются вечером около 21 ч и поднимаются к 8 ч утра. Примерно в 2 года дневной сон исчезает у четверти детей (хотя вплоть до 4–5 лет каждый третий ребенок регулярно спит днем). У большинства двухлеток наблюдается хорошо устоявшийся суточный ритм, и около трети могут без труда бодрствовать до 20 ч или позже. Именно в этом возрасте многие дети требуют к себе дополнительного внимания родителей перед сном, поскольку им необходимо дополнительное время, чтобы заснуть, что довольно утомительно для многих родителей и вызывает постоянные жалобы.

В 2 года большинство детей отказываются от второго дневного сна. Идеальный распорядок предусматривает тихий час после обеда. Энергии, восстановленной за это время, ребенку хватает на поддержание активности вплоть до отбоя.

Родители должны знать, как у детей в 1–3 лет проявляется переутомление: нарушается координация движений, снижается ловкость, учащаются падения. Усталые дети легко раздражаются, любой пустяк способен вызвать у них слезы. Лучшее средство в такой ситуации – сон. Но если ребенок не в состоянии даже заснуть, нужно предложить ему какую либо иную форму отдыха – тихие игры.