В обнимку с игрушкой

Игрушка для ребенка – это почти то же самое, что икона для верующего.

Д. Джайн

«…Все равно его не брошу, потому что он хороший» – от этих строк о бедном потрепанном мишке, известного не одному поколению людей, становится тепло на душе. Во мне это стихотворение рождает самые непосредственные ассоциации. Когда я просматриваю свои детские фотографии, на многих нахожу на заднем плане большеголового плюшевого медведя, который своими размерами резко выделяется среди остальных игрушек. Хотя мишка не был моим любимцем, детская интуиция подсказывала, что он почему то дорог моим родителям. Совсем недавно из рассказа мамы я узнала, что много лет назад этого медведя она приподнесла в подарок папе на день рождения незадолго до свадьбы. Выбор странноват для подобного случая, однако мама, увидев игрушку, сразу поняла, что она должна понравиться папе. И не ошиблась… Изрядно потрепанный, с наполовину оторванной головой, мишка многие годы горделиво восседал на кровати.

Большинство маленьких детей, если бы умели рисовать, включили бы в свой автопортрет несколько игрушек. По своей природе они предназначены для того, чтобы воплощать, опредмечивать детские фантазии. Ж. Пиаже говорит о таком свойстве мышления ребенка, как анимизм – склонность наделять неживые предметы душой, внутренней силой и способностью к самостоятельной потаенной жизни. У ребенка игрушки всегда находят эмоциональный отклик. Днем они покорно исполняют волю хозяев, но в некоторые особенные моменты, в частности, ночью, тайное становится явным. Предоставленные самим себе игрушки начинают жить собственной, полной страстей и желаний деятельной жизнью. Эта волнующая тема, связанная с тайнами бытия предметного мира, настолько значима, что стала одним из традиционных литературных мотивов. Ночная жизнь игрушек лежит в основе событий «Щелкунчика» Э. Т.А. Гоффмана, «Черной курицы» А. Погорельского, «Путешествия Голубой стрелы» Дж. Родари.

Практически всем детям свойственно фантазировать по поводу своего дома и почти у каждого ребенка есть любимые «объекты медитации», сосредотачиваясь на которых он погружается в свои грезы. Ложась спать, кто то разглядывает пятно на потолке, похожее не голову бородатого дядьки, кто то – узор на обоях, напоминающий смешных зверюшек, и придумывает истории о них. Одна из моих пациенток рассказывала, что над ее кроватью висели оленьи рога, и каждый вечер, лежа в постели, она гладила своего оленя и сочиняла очередную историю о его приключениях.

Среди функций, которые несут для ребенка игрушки, важнейшая – развивающая. На каждом возрастном этапе появляются игрушки, необходимые для развития основных двигательных навыков и психоречевых функций.