Увалень. Часть 5

Большинство «увальней» очень любят, когда им читают книжки или показывают картинки. Следите, чтобы этот процесс не был совсем уж односторонним. Добиться пересказа или отчетливого обмена впечатлениями от этих детей нелегко, но следует неуклонно стремиться к тому, чтобы две три реплики «по поводу» ребенок все же произнес, дал оценку или иным образом поучаствовал в совместном чтении.

Не надо слишком строго судить ребенка, ставя во главу угла – убирает он свою комнату или нет. Если это действительно его комната и ему нравится беспорядок, который в ней царит, все не так уж ужасно. Пусть он проведет генеральную уборку раз или два в месяц, но сделает это на совесть. Вряд ли он поймет, что такое аккуратность, если вы будете читать ему нотации изо дня в день. Оставьте его в покое или пойдите на компромисс; такая позиция взрослого отнють не означает, что он поощряет неряшливость, найдите другие пути, чтобы убедить ребенка, что комнату надо убирать ежедневно.

Детям необходимо объяснить, что вам тоже не всегда нравиться то, чем вы занимаетесь, но без вас никто не сделает это. Для 3 летнего ребенка это значит: «Если мы вместе уберем твои игрушки, у нас будет время почитать сказку». Для 5 летнего смысл несколько меняется: «Если ты не будешь ставить свой велосипед каждый вечер в гараж, он заржавеет». И уж совсем по другому звучит это предположение в отношении к 9 летнему: «Если ты поможешь мне в работе, вымоешь посуду, у меня останется время, чтобы отвести тебя на футбольный матч».

При приготовлении заданий, которые задают на курсах по подготовке к школе, ребенка не следует торопить, пока он работает (пишет, рисует, считает и т. д.). Однако необходимо наблюдать за тем, чтобы он не отвлекался от тетрадки или книжки и не «уходил в себя». Пусть он потратит на выполнение задания столько времени, сколько ему нужно (свое мнение по поводу количества этого времени лучше оставить при себе).

Когда приходит время готовить такого ребенка к школе, следует задуматься о выборе учительницы. Желательно, чтобы первая учительница не была слишком «передовой», педагогически прогрессивной и холеричной. Лучше всего подойдет учительница спокойная, флегматичная по темпераменту.

Выбранную учительницу нужно заранее предупредить, что ребенок быстро утомляется, и на усвоение материала, выполнение заданий ему может потребоваться чуть больше времени, чем другим детям. Будет неплохо, если ему разрешат иногда дописывать контрольные на переменке или после уроков, и что то еще делать дома, чтобы получать хорошие оценки.

Не отчаивайтесь по поводу того, что «увалень» редко вступает в разговор, ограничиваясь короткими репликами. Как правило, он вас внимательно слушает и слышит. «Позитивным ресурсом» для такого ребенка может стать то место, где ему хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое получается. Постарайтесь интегрировать ребенка в какое нибудь детское сообщество «по интересам». Сам ребенок никуда не пойдет. Его надо долго и тщательно уговаривать, подбирать аргументы. Что то ему обязательно понравится. Может быть, он будет хорошо играть в футбол, петь или собирать модельки. Главное, чтобы «ресурсом» не стало сидение у телевизора или за компьютерной приставкой. Не следует забывать говорить ребенку о его успехах.

Повышенная потребность в восстановлении сил диктует необходимость в дополнительном сне и отдыхе. «Увальню» чаще всего необходимо спать несколько больше, чем большинству его сверстников. И это отнюдь не проявление лени, а всего лишь его психофизиологическая особенность. По той же причине ребенку в большинстве случаев необходим дневной сон.

В утренние часы старайтесь будить ребенка немного раньше срока на случай, если процесс пробуждения по каким либо причинам затягивается. Избегайте грубых окриков и запугиваний ребенка нехваткой времени. Используйте те вспомогательные приемы, которые подробно описаны в главе 9 части второй «Искусство пробуждения». Важно следить за тем, чтобы дневной сон не был слишком продолжительным (не более 2 х ч).