Упрямец. Часть 2

Любой ребенок, осознавая свое «я», сталкивается с реальным конфликтом между собственными желаниями и родительскими запретами. Подчиняться трудно всем, а для детей с обостренной потребностью в независимости нежелание идти на поводу перерастает в упрямство.

Для маленького «упрямца» неподчинение требованиям родителей решает разные психологические задачи. Ребенку нравится упражняться в первых приобретенных навыках, таких как стягивание рукава или расстегивание пуговиц. Поэтому он делает это при первой возможности. Повторы занимают малыша и приносят ему чувство удовлетворения.

Сознательное непослушание для «упрямца» решает исследовательские задачи, т. е. выполняет роль проверки. Ребенок хочет знать, что произойдет, если он сделает то, о чем вы только что предупредили словом «нельзя». Более того, ребенок нередко видит в настойчивости взрослых еще одну попытку управлять им.

В общественном месте дети склонны притворно капризничать, чтобы заставить родителей вспылить. «Упрямцы» замечают, что на людях они быстрее реагируют или чувствуют себя менее уверенно – значит, представляется удобный шанс настоять на своем. Иногда в момент, когда дети недовольны, что их не поняли, единственные слова, которые приходят им в голову, чтобы выразить свои чувства: «Нет! Нет!». Ребенок более смышлен, чем выглядит: он понимает, что, оставаясь непреклонным, иногда может заставить других уступить его воле и сделать то, что он хочет.

Трудности и проблемы, связанные со сном

Родители «упрямца» должны быть готовы, что непослушание будет проявляться, в частности, в форме сопротивления любому намеку на то, что пора ложиться в кровать. Отказ от сна для такого ребенка – заявка на самостоятельность: я сам себе хозяин и сам решу, когда мне ложиться спать. Чем активнее и настойчивее будут звучать призывы ко сну, тем более яростное сопротивление последует в ответ. Извывшись, искрутившись, изнывшись, доведя всех «до белого каления», устав от самого себя и измочалив нервы всем, ребенок, наконец то, засыпает, но часа на три позже.

Негативно протестные реакции нередко сопутствуют и пробуждению. Даже полностью проснувшись, ребенок вполне осознанно может противиться подъему, притворяться спящим и накрываться с головой одеялом. Особенно активно «упрямцы» сопротивляются дневному сну, даже в случае, если испытывают в нем сильную потребность.

Что предпринять?

Оценивая реальные опасности и возможные негативные последствия, родители сталкиваются с дилеммой, которая часто возникает в процессе воспитания: как установить разумные ограничения и в то же время не подавить у ребенка здоровое стремление к независимости?