Трудности и проблемы, связанные со сном

Многие малыши еще не вполне адаптировались к новым навыкам стояния и ходьбы, которые и завораживают, и пугают их. Поэтому, некоторые дети, пытаясь вставать и ходить ночью в кровати, не знают, как лечь снова. В дневное время родители могут помочь ребенку сформировать этот навык.

Иногда ребенок днем спит слишком долго и не хочет просыпаться через положенные полтора часа. Понаблюдайте за ним. Если он «разоспался» случайно, подождите еще полчаса, а затем разбудите его. Если малышу просто не хватает для дневного сна этих полутора часов (он просыпается капризный и сердитый), увеличьте его дневной сон до двух, максимум – до двух с половиной часов. Естественно, тогда ночью такие дети спят меньше.

Переизбыток физической активности и информации в течение дня также может нарушать сон ребенка. В связи с этим ребенку особенно необходим ритуал отхода ко сну, его продолжительность следует увеличить до 20–30 мин. Ритуал способствует эффекту постепенности перехода от активнейшего бодрствования, которое свойственно ребенку, к спокойному сну, и таким образом облегчает процесс засыпания.

Ребенок настолько привыкает к ежевечернему ритуалу, что его отсутствие или изменение способно существенно нарушить сон. Данный вариант расстройства сна обозначен в Международной классификации расстройств сна как нарушение ассоциаций засыпания. Даже для взрослого человека на протяжении всей ночи имеет большое значение неизменность связанных с началом сна ассоциаций, которые воспринимаются как сами собой разумеющиеся до тех пор, пока человеку не приходится засыпать на новом месте, к примеру в номере отеля, где и постель другая, и шум с улицы незнакомый, т. е. без привычного набора ассоциаций человеку труднее расслабиться и уснуть. К детям все это относится в гораздо большей степени. Ситуация осложняется тем, что дети, в отличие от взрослых, не способны самостоятельно восстановить ассоциации, связанные с началом сна.

В этом возрасте родители сталкиваются с проблемой кроватки: из детской он уже вырос и пытается самостоятельно из нее выбираться, чем подчас подвергает себя опасности, но еще не готов спать на взрослой кровати. Большинство детей радуются возможности спать, как взрослые, в настоящей кровати. Переход к этому событию будет более плавным, если ребенок вместе с родителями отправится в мебельный магазин и примет участие в покупке.

Еще один способ освоения большой кровати – разрешить ребенку сначала спать на матрасе от нее на полу, пока не привыкнет к нему, а затем поставить на этом месте кровать. Можно поступить и иначе: придвинуть кровать вплотную к стене, а маленький матрас положить на пол с другой стороны, чтобы смягчить возможные падения. Если есть возможность, оставьте в комнате на некоторое время и кровать, и детскую кроватку – ребенок сам решит, когда ему поменять место для сна.

Когда появляется «настоящая» кровать, закрепите с ней исключительно положительные эмоции малыша: обязательно хвалите его за желание спать отдельно, за самостоятельное укладывание и засыпание.

Еще одно новшество в поведении – нежелание укладываться спать. Возможно, ему не хватило времени «нагуляться». Особенно ярко эта проблема проявляется в случае, если родители пытаются уложить ребенка спать в удобное для них время без учета индивидуальных и возрастных особенностей организации цикла сон – бодрствование. Такой вариант расстройства сна обычно обозначается как «инсомния, связанная с необоснованным установлением временных рамок сна» и максимально представлен у детей, научившихся ходить.

Некоторые дети плохо засыпают потому, что боятся темноты или не хотят отпускать от себя маму.

Большинство эмоциональных причин ночного бодрствования на первом и втором году жизни ребенка связано с тревогой по поводу разлуки. Поведенческая тактика родителей в данном случае во многом аналогична той, которая была указана для подобных ситуаций у детей более раннего возраста. Однако, развитие речи расширяет возможности для использования словесных инструкций и так называемых ключевых слов. Эффективно также применение «предметного посредника».