Точечная роспись — от истоков до наших дней

Это цитата сообщения Milendia_Solomarina Оригинальное сообщениеТочечная роспись — от истоков до наших дней

Может быть это амбициозная задумка, но мне захотелось в этой статье исследовать истоки увлечения русских мастериц точечной росписью, текст — мой реферат, фото: из Википедии, сына Юлии Левашовой (ju-ju-ka): Сергея Лонгрей, а также работы Ларисы Симановой и Натальи Воробьёвой (Keltma) — лучших и всемилюбимых мастериц на Ли.Ру

Рыба цв. 2 (635x484, 224Kb)

monohrospisj0 (700x388, 352Kb) .

Итак,изначально технику точка-к-точке использовали на Руси в чеканке: 

 

хостинг картинок

 хостинг картинок

Панно-рондо СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

хостинг картинок

IMG_78852 корр (700x700, 368Kb) .

Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда

RainStick (600x208, 47Kb) .

 
Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях

Этника 1 (471x700, 276Kb)

IMG_7737 корр (465x700, 154Kb) .

Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания

DSC00542-1 (390x600, 131Kb) .

 Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. см статью http://www.yarmarka-master.ru/catalog/point_to_point, в декоративных изделиях австралийских аборигенов, народов Африки и Индонезии.

DSC08169-1 (444x600, 114Kb) .

  Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера. Но ведь, что  интресно прослеживается и сходство точечной росписи с техниками русских (!) цветных эмалей  с 1175 года

.

Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название — «финифть». И только в XIX веке «финифть» стали называть «эмалью», тут нужно выделить особо одну из сложнейших эмальерных техник, не поддающуюся механизации : Клуазоне или перегородчатую эмаль ( На металлической пластине гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали

.

После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости)
Если на металлическую поверхность напаивают перевитую металлическую проволоку, то это уже «эмаль по скани». Каждую ячейку из сканой проволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки

.

А теперь вернёмся к техникам точечной росписи: сейчас под росписью point-to-point понимают именно роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший и распространенный материал для такого творчества. Но и составление рисунков точками с помощью других материалов тоже подпадает под определение точечной росписи. Можно просто взять старый фломастер с тонким кончиком, обмакнуть его в любую акриловую краску, и начать ставить точки на бутылке/тарелке/блокноте и т.д. Это тоже точечная роспись

.

Но разница используемых материалов, конечно же, отражается на результате. Использование контуров дает хорошее преимущество: объем рисунка за счет объемных точек, а не плоских, как это получается при использовании обычных красок. К тому же, нет нужды поверх контуров закреплять рисунок лаком — те, что производятся сейчас, предназначены для конкретных материалов и держатся замечательно без дополнительных обработок (можно конечно покрыть рисунок лаком-спреем, например, автомобильным, но тут важно чувство меры, так как все лаки уже меняют визуальный эффект от работы). А широкий ассортимент контуров от разных производителей позволит найти нужную цветовую гамму и сочетание..

Эмаль обладала большими декоративными возможностями, и свойствами: ее стойкие, никогда не тускнеющие краски, не подверженные влиянию света, воздуха и времени, сохраняющие долгие годы первоначальную свежесть и прозрачность, издавна привлекали внимание как мастеров, так и заказчиков-покупателей. В зависимости от времени и развития стилевых направлений, а также от места производства эмаль была то подчиненной в общем декоре, подыгрывая драгоценным камням или металлу, то являлась основным украшением предметов прикладного искусства, но всегда поражала богатством красок и изысканностью узоров.

Kovsh



А теперь, друзья, убедитесь, как похожи работы Наталии Воробьёвой (Keltma), выполненные в технике Color-to-point на старинную финифть! 

DSC08351 (600x569, 198Kb) .

"Так как в настоящих египетских украшениях использовались натуральные камни и стекловидные сплавы, они не были плоскими. Поэтому и нам надо придать объемность. Немного подкрасив более светлой краской середину темных фрагментов и затемнив на светлых элементах края, создаем зрительный эффект объема" — говорит Наталья Воробьёва о технике Color-to-point

DSC08495-1 (600x450, 101Kb) .

Раскрашено тремя цветами — голубым, синим и промежуточным между ними.

DSC09767 (593x600, 160Kb) DSC06562 (600x536, 149Kb) DSC04626 (469x600, 112Kb) DSC06227 (600x450, 91Kb) DSC05973 (600x561, 186Kb) DSC06422 (498x600, 146Kb) DSC06561-1 (600x573, 177Kb) DSC08421 (450x600, 83Kb)   Этника 2 (467x700, 269Kb) Снова работы Натальи и её учениц:

IMG_7847 корр (700x464, 139Kb)

8.
IMG_7868 корр (465x700, 110Kb)  IMG_7926 корр (465x700, 167Kb)
 

DSC08658 (597x600, 202Kb)  

DSC07243-1 (600x251, 86Kb) DSC07245 (600x431, 109Kb) DSC07246-1 (600x232, 72Kb)  

DSC09040 (600x581, 168Kb) DSC09494 (600x440, 104Kb) DSC09719 (450x600, 145Kb) DSC00435-1 (406x600, 138Kb) DSC00543-1 (405x600, 129Kb) DSC00699а (541x600, 155Kb) DSC01304 (526x600, 122Kb) DSC01766а (544x600, 154Kb) DSC02204-1 (600x440, 156Kb) DSC02208-1 (600x572, 203Kb)  
Рыба цв. 1 (613x479, 194Kb)

>

 
SL37ffffffff5219 (600x450, 151Kb)

Сравним с Эмалью .
SL37n 5949 (600x450, 102Kb)

4.
SL375ggg106 (600x450, 140Kb)

5.
SL376hhh775 (600x450, 178Kb)

6.

7.
SL3751hhhh97 (600x450, 181Kb)

 
9.
SL374548h (600x450, 164Kb)

10.
SL376234tttt (600x450, 132Kb)

11.
SL376568loi (600x450, 128Kb)

12.
SL376587bn (600x450, 179Kb)

 
 .
SL376647y (600x450, 147Kb)

 
SL376791iii (600x450, 170Kb)

18.
SL376920gh (600x450, 149Kb)

19.
SL376952k (600x450, 144Kb)

 .
SL377819ukkkkkkk (600x450, 123Kb)

23.
SL376409899 (600x450, 127Kb)

24.
SLhhh375168 (600x450, 117Kb) 

А вот ещё для сравнения: русская шкатулка финифть и современная работа

SL377316k (600x450, 148Kb)

SL377313gg (600x450, 137Kb) .

А это русская финифть в сравнении с современной монохромной росписью

Рождество 1 (700x681, 482Kb) ..

monohrospisj2 (600x450, 163Kb)

3.
monohrospisj (600x450, 176Kb)

Буду рада, если поделитесь своими мыслями по поводу истоков и такой популярности точечной росписи на Руси! @Milendia