Сон и дисциплина. Часть 7

Косые взгляды и не всегда полезные замечания заставляют еще более критически относиться и к себе, и к ребенку. Сделайте все возможное, чтобы исключить посторонних наблюдателей. Если вы в состоянии, держитесь спокойно, не выдавая смятения. Прежде всего вам следует обратить внимание на того, кто больше всего в этом нуждается: своего ребенка. Напомните себе, что большинство из присутствующих в пределах слышимости вовсе не думают: «Какая плохая мать!» Возможно, они сами побывали в подобной ситуации и сочувствуют вам.

Все перечисленные общедисциплинарные принципы распространяются и на «дисциплину сна». В частности, соблюдение режима, столь важное для ребенка, касается прежде всего организации цикла сон – бодрствование. Важно приучать ребенка ложиться спать в определенное время.

Режим способствует самодисциплине. Элементы ежевечернего ритуала образуют в восприятии ребенка единое, неразрывное целое, становится полезной привычкой и существенно улучшает сон.

Напротив, беспорядочный режим означает, что каждый вечер все начинается заново. Дети лишены возможности заметить последовательность действий и предвидеть их. В результате перед сном они будут вести себя более беспомощно и пассивно, а родителям придется тратить гораздо больше энергии.

Дисциплина сна допускает и такой эффективный дисциплинарный прием, как «альтернатива». Задавая ребенку вопрос, старайтесь предложить ему альтернативу и спрашивайте так, чтобы избежать отрицательного ответа. К примеру, вопрос: «Ты ляжешь спать сейчас или через полчасика?» лучше, чем: «Ты ляжешь спать сейчас?» Тем самым вы настраиваете его на сон, независимо от того, какой вариант он выберет.

Старайтесь полностью исключить споры и ссоры из вечернего времени и, особенно, касаемые «спальных» вопросов: в какой пижаме спать, какую сказку прочитать перед сном – процедура укладывания должны быть максимально комфортной и ожидаемой.

Начиная с годовалого возраста кровать следует использовать для сна и только для сна. Не нужно держать в ней игрушки (за исключением любимца, с которым ребенок засыпает). Во время бодрствования малыш должен находиться в манеже или безопасной части комнаты.

Не допускайте, чтобы у детей формировались негативные ассоциации с постелью. Они могут вызываться взрослыми, которые, к примеру, пытаются наказать ребенка более ранним укладыванием спать. Аналогичное действие оказывают попытки запугать ребенка устрашающими сновидениями в случае неповиновения. Дети должны усвоить, что постель предназначена не для игр и ни в коей мере не для наказания, а для сна и отдыха.

Наконец, хочу еще раз напомнить важный постулат, применимый к дисциплине в целом и дисциплине сна в частности: развивайте терпение. Спросите себя, действительно ли для вас так важно то, что раздражает вас в поведении малыша готовящегося ко сну. Тот факт, что ребенок надел не ту пижаму, отказался причесаться перед сном – не повод настаивать на своем, и, тем более, затевать скандал.