Сон и дисциплина. Часть 5

При обучении дисциплине избегайте приемов, которые редко приносят плоды, зато чаще приводят к неожиданным негативным результатам. Вместо того чтобы прививать самоконтроль, такие подходы развивают дурные привычки или, что хуже, разрушают самоуважение: окрик, чтение нотаций, лесть и уговоры, заключение сделок, пристыживание, телесные наказания, подкуп. В отдельных случаях сложно обойтись без порицания. Эффективное порицание должно включать четыре аспекта: команду прекратить нежелательные действия; объяснение, почему эти действия неправильны; напоминание о последствиях; предложение альтернативы. Малышу, который отталкивает друга, не позволяя ему поиграть с любимой игрушкой, это переводится следующим образом: «Света, прекрати толкаться. Толкаться больно. Если это повторится еще раз, мне придется тебя отсюда увести».

В качестве одного из самых популярных методов обучения дисциплине используется тайм аут (своеобразный вид уединения, дающий детям возможность отдохнуть и подумать над своим поведением). Этот прием не предполагает насилия, и малыш его хорошо воспринимает. Он применим в самых разных обстоятельствах. Тайм аут помогает снять напряжение как у малыша, так и у взрослого. И при условии правильного применения очень эффективен.

По сути тайм аут для ребенка означает смену окружения или деятельности, провоцирующих нежелательное поведение, заменяя их на период вынужденной скуки. Такая замена ведет за собой прекращение тех или иных действий. Ее, как правило, бывает достаточно, чтобы ребенок забыл о своих антиобщественных поступках либо понял, почему не следует их совершать.

Ограничьте применение тайм аута случаями агрессивных или антиобщественных действий, а также пользуйтесь им, если неуправляемое поведение может привести к опасным последствиям для здоровья или жизни малыша.

Привлекательность тайм аута заключается в возможности учить малыша самоконтролю предоставляя время для перегруппировки и изменения модели поведения.