Сон и дисциплина. Часть 2

Действия матери, которая говоря: «Не дерись!», шлепает ребенка по рукам, вряд ли можно назвать дисциплинарными. Другой отрицательный пример, который подают родители, – выхватывание предметов из рук ребенка. Если малыш взял какой то предмет и вам это не нравится, лучше протянуть руку и спокойным, тоном, не вызывающим возражений, попросить отдать его. Или, говоря: «Это опасно», – ласково разжать пальцы малыша. Вы сами должны всегда поступать в соответствии с тем, что проповедуете.

Выступайте единым фронтом. Прежде всего никогда не спорьте из за дисциплины в присутствии ребенка. При виде ссор родителей ребенок ощущает психологический дискомфорт. Стремитесь к последовательности. Однажды установив правило, строго его придерживайтесь. Непоследовательность смущает малыша: почему вчера ему купили лакомство, а сегодня нет? Если вчера можно было выбрасывать песок из песочницы, почему же мама так сердится сегодня? Следуя правилу, постарайтесь быть предсказуемы. Если вы сказали, что идете домой после того, как малыш еще два раза скатится с горки, значит так и поступайте. Может показаться, что это пустяк, но, вероятнее всего, в следующий раз, когда вы скажете: «Еще два раза, и мы уходим», – малыш не примет ваши слова всерьез. С какой стати? Вы уже доказали, что, сказав какую то фразу, вовсе не это имеете в виду.

Примите во внимание тот факт, что ребенок – формирующаяся маленькая личность. У малыша есть свои воля, желания и собственные потребности. Да, вы отвечаете за ребенка и командуете им. Но вам больше не следует ожидать его беспрекословного подчинения в любых ситуациях.

Прежде чем отреагировать на непослушание, спросите себя, серьезно ли его прегрешение. Небольшие вызваны детской раздражительностью; они выводят из себя, однако никому не наносят вреда (хныканье, медлительность, снимание шапки, надевание одежды, не сочетающейся по цвету, пение за обеденным столом или выбрасывание игрушек из ящика по сто раз на дню). Плохое настроение можно проигнорировать. Это относится и к отказам ужинать. Даже вспышки раздражения – при условии, что никому не наносится физический ущерб, – тоже попадают в эту категорию. Вмешаться в конечном счете означает спровоцировать либо капризничанье малыша на пустом месте, либо состязание в упрямстве по поводу того, что не имеет большого значения для воспитания как такового.

Сохраняйте энергию для действительно деструктивного поведения, а также для действий, которые могут создать опасный прецедент: драчливость, привычка кусаться, дерганье за хвост кота или собаки, разбрасывание пищи, игра с опасными предметами (электрические розетки, которые можно проглотить или засунуть в нос, легко бьющиеся предметы). Старайтесь по возможности предотвращать проблемы. Безопасные условия для детей младшего возраста создаются изъятием из его окружения большей части различных опасных предметов. Создание безопасного окружение для ребенка облегчает жизнь родителей – отпадает необходимость его опекать или целый день повторять «нет». Сюда можно отнести устранение таких соблазнов, как стеклянные вазы или горшки с цветами. Да, вы можете научить малыша не трогать их, но это произойдет не сразу. Для вас обоих будет легче, если вы уберете их на время, пока ваш ребенок еще мал и не научился себя контролировать.