Самоосознание

Требуют тебя к ответу?

Что ж, умей держать ответ.

Не трясись, не хнычь, не мямли,

Никогда не прячь глаза.

Например, спросила мама:

«Кто игрушки разбросал?»

Отвечай, что это папа

Приводил своих друзей.

Г. Остер

Основные показатели психомоторного развития ребенка 3–6 лет

К 3–6 годам увеличивается подвижность нервных процессов, повышается уравновешенность и работоспособность, возрастает период активного бодрствования, улучшаются обменные и термогеруляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, изменяется форма грудной клетки, складывается грудной тип дыхания, формируются кости черепа, своды стоп, изгибы позвоночника. Пятилетки хорошо владеют навыками ходьбы, но иногда у них отсутствуют непринужденные положения головы и корпуса. К 4 годам формируется структура бега, различного типа прыжков.

Двигательные способности позволяют дошкольникам без труда бегать, прыгать и карабкаться, строить различные сооружения из кубиков, орудовать ножницами, красками и кисточкой. К 3 годам ребенок овладевает разными способами использования предметов для решения бытовых задач, знает часто используемые предметы, их применение, может занять себя игрой, в которой отображает назначения предметов, переходит от одиночных игр к совместным с элементами ролевого поведения.

Одновременно происходит обогащение речи. Лексикон детей в этом возрасте включает в себя тысячи слов. Число предложений увеличивается, возрастает их логическая сложность. Дошкольники способны задать до 100 вопросов в день. Они умеют распознавать усталость, голод или озноб, могут выслушивать объяснение и правильно отвечать на поставленные вопросы. Их речь становится контекстной и отделяется от наглядной ситуации, она понятна не только близким, но и всем взрослым, ребенок способен контролировать и корректировать собственную речь. Дети охотно занимаются словотворчеством и играми со звуками, экспериментируют с образованием слов.

Речевое развитие обусловлено стремлением ребенка к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками. Слово используется для достижения целей, налицо стремление к самостоятельным высказываниям. Вместо ставших уже привычными конструкций взрослых: «Мы поели; мы искупались; мы идем гулять» и т. п. язык становится средством обобщения, появляются первые грамматические формы, осваивается диалог.