Самоосознание. Часть 2

Способы и средства познавательной деятельности расширяются и обогащаются, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, психические процессы его развиваются. Он активно исследует мир и действует с предметами (экспериментирует). Это основа развития всех познавательных процессов. Формируется внутренний план действий, мышления, развивается воображение. Ребенок обозначает предметы и понятия словами, различает основные цвета, форму, размер, соотносит детали по типу часть – целое; использует всевозможные средства для достижения цели, способен предвосхитить результат.

Наибольшее развитие получает непроизвольная память. Ребенок начинает использовать символические представления предметов; это свидетельствует о том, что зарождается внутренний план мышления. Само мышление ребенка настолько реалистично, что часто бывает трудно отделить сновидения от реальности. В восприятии его живы анимистические представления – он наделяет неживые предметы качествами живых.

Основной принцип мышления детей этой возрастной группы – эгоцентризм. Они наблюдают за перемещением луны по небу, уверенные, что она движется за ними. Вера в анимизм побуждает их после падения поругать противную дорожку, которая ушибла их. Дошкольники с трудом понимают, что другие люди могут не всегда разделять их точку зрения.

Они продолжают исследовать приемы контроля над окружением, но более утонченным способом, чем малыши 1–3 лет.

В ребенке проступают зачатки социализации. В круг общения начинают включаться другие взрослые (персонал детского садика), появляется потребность в деловом общении с ними. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты, адекватно реагировать на просьбы других людей.

Ведущая форма деятельности – игра. Ребенок способен создавать игровую ситуацию, распределить роли и придумать сюжет. Он знает основные правила поведения в общественных местах, признает привычное положение вещей, спрашивает разрешение пользоваться ими, соблюдает осторожность, так как умеет предвидеть последствия.

К концу 3 го года фантазирование происходит в уме, без внешних стимулов; начинает формироваться наглядно действенное мышление, формируется эстетическое отношение к миру, происходит художественное развитие средствами искусства. У ребенка 3 лет уже возникает эмоциональный отклик на чтение художественных произведений; он узнает героев и сопереживает им, наиболее интересны для него книжки о детях и животных, с удовольствием разыгрывает вместе со взрослыми сюжеты песенок, сказок.

Ребенок начинает осознавать себя, как личность: теперь он уже называет себя в первом лице, а не в третьем, как раньше. Появление в лексиконе ребенка «я» – важный этап в его развитии. Именно с осознанием себя как личности, с того времени, как ребенок скажет о себе «я», он начнет воспринимать себя существом определенного пола. Мальчики будут сравнивать себя с будущими мужчинами и гордиться тем, что они именно мальчики; девочки – наоборот.