Ритуал перед сном. Часть 3

Указывая на наиболее общие признаки усталости, не надо забывать об индивидуальности их проявления у каждого конкретного ребенка. Чуткие и внимательные родители, наблюдая ежедневно за своим малышом, могут научиться распознавать свойственные именно ему сигналы сонливости. Если они заметны до предполагаемого отбоя, значит, в этот вечер ребенка следует уложить в постель раньше.

Не распознанные вовремя сигналы сонливости сменяются признаками переутомления, когда малыш становится сверхактивным, возбужденным, раздражительным и надоедливым. Он может прыгать по диванам, бегать кругами, что заставляет родителей думать, что дети еще не хотят спать.

В идеале процесс отхода ко сну должен начинаться до появление всего спектра тревожных сигналов, поскольку справиться с переутомленным ребенком гораздо труднее.

Чем старше ребенок, тем больше он нуждается в упорядоченной структуре жизни. День за днем дети приобретают новый опыт, преодолевают новые препятствия, усваивают новые навыки. Чувствуя, что к ним предъявляют все более серьезные требования, дети начинают требовательнее относиться к самим себе. В постоянно меняющемся мире им нужны надежные якоря, одним из которых может стать распорядок дня. А четко определенное время отхода ко сну представляет собой важную часть ежедневного режима.

Некоторые родители определяют время отхода ко сну очень твердо и нереалистично: «Изволь в семь вечера быть в постели». Другая крайность – когда родители считают, что укладывать ребенка надо только тогда, когда он сам начинает засыпать. Решая, в какое время ребенок должен укладываться спать, следует принять во внимание распорядок всей семьи и необходимую продолжительность детского сна.

Вы не нарушаете какие то неписаные правила, если укладываете ребенка не раньше 9 10 ч вечера или даже позднее, когда ложитесь спать сами. В частности, в «произвольное» время детей укладывают спать в больших семьях или там, где все очень заняты, или где отец работает допоздна.

Существенно облегчает переход от бодрствования ко сну установление предсказуемых и регулярных действий перед сном. Ритуал подготовки ко сну Позволит детям почувствовать и понять: скоро придет сон.

На вопрос об уровне активности ребенка в течение дня поможет ответить простой эксперимент: если попробовать проделать вслед за трехлетним ребенком все совершаемые им движения в течение часа, в лучшем случае вы просто упадете от усталости. А теперь спросите себя: может ли расслабится и заснуть ребенок, который еще пять минут назад резвился с вернувшимся с работы отцом, прыгал с дивана как с трамплина, – и вот ему, еще разгоряченному, надо идти спать? Это примерно то же самое, что попытка заснуть любому взрослому сразу после того, как он танцевал рок н ролл.

Спокойные, последовательно сменяющие друг друга действия обеспечивают плавность и постепенность перехода от активного бодрствования ко сну.

Другая трудность процесса засыпания состоит в том, что дети видят, что укладывают только их, а взрослым наверняка предстоит что то интересненькое, чего они не хотят пропустить. Задача родителей в данном случае – развеять опасения, что их отстраняют от более интересных событий, происходящих в другой комнате.