Ритуал перед сном. Часть 2

Не сомневаюсь, что многие, читая эти строки, не просто искренне сопереживают моей подруге, но и вспоминают аналогичные эпизоды из своей жизни.

Подготовка ко сну далеко не всегда проходит приятно и безоблачно, гораздо чаще она становится тяжелым испытанием.

День подходит к концу. Силы почти на исходе, а надо еще столько успеть: постирать, вымыть посуду, выгулять собаку, спланировать завтрашний день… Осталась самая малость – уложить спать любимое чадо. Но не тут то было.

Вечерние битвы по поводу отбоя вспыхивают по множеству самых различных причин. Одни дети пытаются оттянуть время укладывания, потому что не хотят пропустить захватывающие события, которые, по их мнению, происходят после того, как они засыпают. Другие страшатся ночных расставаний с близкими. Третьим необходимо довольно продолжительное время, чтобы отвлечься от дневных дел и как следует расслабиться.

Возможно, отказ от сна – это заявка на самостоятельность: я сам себе хозяин и сам решу, что мне делать и когда спать.

Вероятны и другие причины, к обсуждению которых мы еще неоднократно вернемся в последующих главах.

Что предпринять?

Могу заверить родителей, уже отчаявшихся в своем намерении безболезненно уложить ребенка спать, что ситуация не безнадежна. Моя личная практика и опыт работы моих коллег позволили разработать некоторые подходы и методы, позволяющие если не устранить полностью, то минимизировать те проблемы, которые мешают ребенку благополучно погрузиться в царство Морфея.

Первое важное условие, позволяющее избежать многих проблем, связанных с засыпанием, – умение Правильно УсТановить подходящее время отхода ко сну. Секрет успеха в том, чтобы уловить тот момент в поведении ребенка, когда он уже устал, но еще не переутомлен.

Приведу наиболее типичные сигналы, которые можно рассматривать как Признаки сонливости:

• снижается активность;

• ребенок успокаивается;

• утрачивает интерес к людям и игрушкам;

• трет глаза;

• у ребенка сонные глаза;

• проявляет беспокойство;

• зевает;

• стремится лечь;

• ищет пустышку, бутылочку или грудь.

Дети постарше заявляют о своей усталости, посасывая большой палец, теребя волосы, потирая глаза. Отмечаются также ухудшение координации, лихорадочная активность, раздражительность и иногда изменение голоса.