Ребенок идет в школу. Часть 2

Познавательная деятельность ребенка мотивируется любознательностью и желанием общаться с умными людьми, образцами для подражания. По мере взросления у младших школьников появляются первые признаки влечения к противоположному полу. Девочки в этот период романтичны, мальчики проявляют интерес к ним зачастую в грубой форме.

В общении возникает новая форма – внеситуативно личностная, когда ребенок ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире, испытывает потребность в сравнении себя с другими людьми. Он становится более самостоятельным и независимым, у него наблюдаются элементы представления о себе и своих действиях, он не принимает на веру оценки взрослых.

Определенные изменения происходят и в области познавательного развития – восприятие теряет глобальный характер, становится более дифференцированным, формируется внимание к признакам и отдельным свойствам, благодаря слову вырабатываются обобщающие категории. Память становится произвольной и целенаправленной. Ребенок внимателен, собран.

Речь перестает зависеть от ситуации общения. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия.

Дети охотно экспериментируют, пытаясь преобразовать предметы и явления, моделируют. Им уже отчасти присуще словесно логическое мышление. У ребенка формируется образ мира, систематизируются знания о нем. Эстетическое развитие происходит более осознанно: ребенок способен сам создавать красоту или стремится к ней; он не хочет пассивно воспринимать окружающее, а пытается занять активную позицию.

На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста игровая деятельность уступает место учебной.

Начало обучения в школе представляет собой стрессовую ситуацию. Она налагает на ребенка значительную ответственность, предъявляет новые, усложненные требования: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчиняя их дисциплинарным требованиям. На смену подвижному, игровому образу жизни дома приходит сидячий. Причем, это происходит «не по воле» ребенка, а как бы навязано извне, по общественному заданию, что представляет собой стрессовую ситуацию. Школа налагает значительную ответственность, предъявляет новые, усложненные требования: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчиняя их дисциплинарным требованиям. Ребенку надо высидеть 45 мин на одном месте, отвечать только по команде, не бегать на перемене, все время следить за учительницей, успевать выполнять задания да еще все время думать, думать, думать.

Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Единственный ребенок сталкививается с серьезными проблемами. Кроме того, только в обществе можно построить систему социальных ролей. Кто я – лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком?

Организация цикла сон – бодрствование

В середине детства происходят изменения и в сфере цикла сон – бодрствование. Ребенок 6 10 лет спит ночью 10–11 ч. Время сна теперь зависит скорее от учебного расписания, нежели от темперамента самого школьника. У ребенка совы могут возникнуть связанные с этим проблемы.

Если ребенок посещает школу или детский сад, семья должна запланировать время отбоя таким образом, чтобы он успевал выспаться до подъема и утром подготовиться к дневным делам.