Прощай, детство. Часть 3

Одновременно с внешними, объективными признаками взросления возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости выражается и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того возникают собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память, что связано с развитием как общим интеллектуальным, так и воображения.

Организация цикла сон – бодрствование

Между 6 годами и началом полового созревания (будем считать, что это возраст 12 лет) общая продолжительность сна детей постепенно сокращается. В то время как шестилетка может спать 10–11 ч, подросток, вступающий в юношеский период, обычно спит 8,5 ч. Структура сна подростков в целом не отличается от таковой у взрослых.

Трудности и проблемы, связанные со сном в подростковом возрасте

Подростки могут считаться группой, наиболее лишенной сна. Некоторые исследователи даже полагают, что такие импульсивные, безответственные и бездумные поступки, которые часто наблюдаются в этом возрасте, свидетельствуют именно о нехватке сна.

Дети сокращают продолжительность своего сна за счет увеличения времени бодрствования в вечерние часы, что может быть связано со школой (выполнение домашних заданий или подготовка к экзаменам), однако чаще всего оно имеет социальную или развлекательную природу. Дети склонны заполнять вечера телевидением, музыкой, играми и общением с друзьями (как лично, так и по телефону). Другими словами, такие дети занимаются точно тем же, что и их родители. Они позволяют себе отодвинуть время укладывания, но все равно обязаны вставать рано. В конце концов, их режим находится в рамках начала школьных занятий, точно так же, как и пробуждение их родителей зависит от начала рабочего дня. Как писал американский писатель Д. А. Болдуин: «Дети никогда особенно не прислушиваются к старшим, но всегда с успехом им подражают».

Существует и социальный фактор, ведущий к недосыпанию у подростков. В то время как большинство взрослых по выходным дням спят дольше, стараясь восполнить дефицит сна, многие подростки не спят. Они часто проводят выходные на бессонных вечеринках. Хотя подростки и могут выспаться позже утром, но фактически время, которое затратится на сон, сократится по сравнению с днями, когда они ходят в школу. Это означает, что утром в понедельник, когда прозвенит будильник, нехватка сна у подростка может оказаться даже большей, чем в пятницу.