Первые шаги

Ты можешь гордиться своими ногами,

Способными тысячи верст прошагать,

И можешь гордиться своими руками,

Готовыми горы свернуть на пути,

Чтоб только добраться туда, где не надо

Игрушки свои перед сном собирать.

Г. Остер

Основные показатели психомоторного развития ребенка от 9 месяцев до 2 лет

Первый шаг, как и первый вздох – выдающееся событие в жизни ребенка. Не случайно высказывание «делать первые шаги» стало крылатой фразой, символизирующей освоение чего то нового и очень значимого. Первые шаги в среднем приходятся на возраст 8–9 мес, когда ребенок начинает передвигаться, опираясь на мебель, или держась за руки взрослого. После 9 мес. его можно начинать учить ходить, не боясь искривления ног и позвоночника.

К 8–9 мес. малыш начинает ходить, придерживаясь руками за стены и мебель. Упорство ребенка, обучающегося стоять, а тем более, ходить, потрясает. Если подсчитать, сколько раз он за время своего обучения падает, то становится очевидным, что взрослый человек в подобной ситуации давно бы плюнул на это неблагодарное занятие. Преимущество ребенка перед взрослым – его малый вес. Если взрослый человек, упав на пол, сильно ударится, а то и руку сломает, то малыш, потеряв равновесие, просто ловко сложится пополам и упадет на попку безо всякого ущерба.

Редкий малыш начинает ходить в 10 мес, но, как правило, к году большинство детей уже ходят самостоятельно. Ничего страшного, если ребенок пойдет в 1 год и 2 мес, возможно, он более осторожный и боязливый, чем его сверстники.

Первый год жизни в большинстве случаев соотносится с уверенной ходьбой. На данном возрастном этапе нужно каждый день быть готовым к неожиданным сюрпризам, которые преподносит малыш, радуя все новыми и новыми успехами на пути развития.

Вскоре после первых шагов положение вещей быстро меняется. Полный страстного желания ходить, ребенок захочет делать это весь день. В 15–18 мес. походка ребенка становится более уверенной, и начинается период его активного вмешательства во все подряд. Малыш может сесть на корточки, чтобы обследовать что либо, подхватить какую нибудь вещь и захватить ее с собой. Возможность перемещаться и доставать многие вещи пробуждает у малыша интерес ко всему, что он видит. Как только ребенок начинает свободно передвигаться по квартире – за ним нужен глаз да глаз! В принципе до тех пор пока ребенку не исполнится хотя бы 1,5 года, дом переходит на режим «военного положения».

Далее развитие двигательных навыков происходит с поразительной скоростью. Годовалый ребенок уже понимает просьбы: подойди ко мне, дай ручку, открой ротик. Тогда же малыш понимает смысл слова «нельзя».

Ребенок научается более ловко пользоваться руками. Он сосредоточенно играет: кладет один предмет на другой, снимает и надевает кольцо на пирамидку и т. д.

Малыш в состоянии самостоятельно снять что нибудь из одежды, берет предметы не в кулачок, как раньше, а большим и указательным пальцем, подобно взрослым. Постепенно приучается есть самостоятельно, без помощи взрослого. На ходу ребенок удерживает предметы (может отнести тарелку). Ему удается подниматься на носки, бегать и пинать мяч ногой, спускаться и подниматься по лестнице. Он карабкается или стоит без поддержки; передвигается, держась за мебель.