Первые шаги. Часть 4

Понятие «надо» не менее важно, чем «нельзя», главное, чтобы его тоже не было слишком много, а обязанности не слишком обременяли ребенка.

Малыш выстраивает разные модели поведения, проверяя вашу реакцию. Неосознанно он ищет границу своей свободы, балансирующую между «нельзя» и «можно». Так, он может протянуть вам надкушенную четвертушку яблока, посмотреть внимательно в глаза и сказать: «На!» Так ребенок проверяет вашу реакцию на свой «хороший» поступок. Когда за столом он вдруг швыряет ложку на пол, и опять испытующе смотрит, как вы будете реагировать на его «плохое» поведение, сделайте ему замечание.

Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок между годом и двумя, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в этом мире. «Каляки маляки» послушно появляются из под кончика его карандаша и остаются на бумаге. Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание, опредметил себя в этих линиях, точках, пятнах.

Организация цикла сон – бодрствование

Поразительная физическая активность ребенка неизменно влияет на режим его сна. В течение второго года сон претерпевает существенные изменения. Малыш, который целыми днями учится ходить, нуждается в продолжительном отдыхе.

В этом возрасте он спит по 14 ч в сутки: 12 ч ночью и по часу дважды в день. Обычно он пробуждается в 7.30 8.00; в 13.00 и в 15.00 наступает дневной сон, а в 19.00 – ночной. Некоторые дети к году отказываются от утреннего сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольствуясь кратким дневным сном, раньше ложатся вечером.

Некоторые малыши придерживаются другого режима и ухитряются почти до двух лет спать днем 2 раза, причиняя родителям немало хлопот вечерними играми и полным отсутствием желания даже подходить к кроватке. Другие, наоборот, отказываются от дневного сна и с трудом дотягиваются до условного ночного отбоя. И в том и в другом случае принимайте все это – ребенок выбрал для себя наиболее комфортный режим, полностью удовлетворяющий его потребности и во сне, и в активности. Однако, очень часто малыши выбирают такой режим сна, что вся семья чувствует себя полностью выключенной из жизни и совершенно измотанной, – тогда следует активно, но мягко помогать ребенку вырабатывать режим, удобный всем.