Первые шаги. Часть 2

Далее обозначены примерные сроки формирования других двигательных навыков:

• 14 мес. – использует жесты, показывает пальцем;

• 12–15 мес. – ставит свои отметины на бумаге;

• 15 мес. – первые каракули, ест руками самостоятельно;

• 17 мес. – хорошо передвигается без поддержки, лазает, катает или бросает мячик;

• 18 мес. – складывает кубики, сортирует предметы по формам, держит чашку и пьет из нее, не проливая;

• 20 мес. – бросает мячик поднятой рукой, хорошо лазает. На первом году жизни у ребенка зарождается стремление

К самостоятельности. Научившись ползать и ходить, он преодолевает расстояние, отделяющее его от родителей. Слова и жесты помогают ему точнее выражать свои потребности.

Квартира для малыша – неизведанная земля, и чем раньше он ее исследует, тем больше полезного опыта приобретет. Что может заинтересовать в вашей квартире ребенка и куда его можно пускать? Ему интересно все! Если вы уберете опасные и ценные для вас вещи, то он свободно сможет передвигаться по дому. Малыши с интересом роются в платяном шкафу, включают и выключают лампу, сливают воду в унитазе, разматывают туалетную бумагу (ничего страшного!), гремят ложкой о кастрюлю, играют клубочками ниток для вязания, смотрят в окно и трогают цветы на подоконнике (главное, чтобы они были не ядовитые).

Большинство родителей в этом возрасте приобретают детям манеж. Многие дети протестуют – им не нравится играть в огороженном пространстве. Однако манеж – некий островок безопасности для малыша, когда вам нужно находиться в другом помещении.

Не передержите ребенка в манеже, когда он уже подрос. Малыш обязан иметь достаточно возможностей, чтобы передвигаться и исследовать окружающий мир. Окончательно уберите манеж, когда однажды ребенок сможет вылезти из него.

Между первым и вторым годом ребенок подрастает на 12,5 см и прибавляет в весе от 1,2 до 1,6 кг. Первые четыре коренных зуба появляются после 1 года. Затем вырастают клыки и вторые молочные коренные.

На первом году жизни активно развиваются высшие мозговые функции. Ребенок различает словесные образы близких людей (мама, папа, бабушка, дедушка), слушает и выполняет словесные инструкции («Отнеси яблоко дедушке». «Подними с пола игрушку»). Повышается интерес к своему телу. Дети уже знают, где у них руки, ноги, голова, глаза, нос, рот, уши, волосы, пальцы и т. д. Кое что они могут назвать и сами.

В этот период начинает формироваться разговорная речь. Первое слово, осмысленно произнесенное ребенком, – в большинстве случаев – «мама». Однако, нередко первым словом становится не «мама», а «папа», мама страшно переживает по этому поводу («А вдруг он меня меньше любит, чем отца?»), и совершенно напрасно, просто малышу легче произнести звук «п», чем «м».