Первые ночи. Часть 4

Основные показатели психомоторного развития 6–9 месяцев

К 6 мес. ребенок делает значительный скачок в развитии. Он становится сильнее физически, может сидеть на коленях у взрослых без поддержки или совершенно самостоятельно, если его обложить подушками; его головка обрастает волосами. Новые незнакомые вещи ребенок теперь не пробует на зуб, как раньше, а вертит в руках, подолгу разглядывая. Он начинает понимать юмор: может засмеяться над чем нибудь, что окажется ему смешным. Комбинирует слоги, свободно произносит «мама», «папа», «баба», не понимая при этом, что говорит настоящие слова. Иногда говорит слова гибриды: «бапа», «мапа», «паба», «бама». Играет в ладушки, колотит ладошкой по столу. При поддержке за обе руки может довольно долго стоять и переступать с ноги на ногу; самостоятельно переворачивается с живота на спину. Учится ползать. В этом возрасте ребенку обычно приобретают манеж. Первые попытки ползать приходятся примерно на 6 мес., большинство детей осваивают эту науку к 7–8 мес. В 6–7 мес. ребенок уже может взять определенный, заинтересовавший его предмет и играть им.

Опираясь о бортик кроватки, ребенок делает попытки подняться на ножки. В 2 мес, лежа на животе, ребенок поднимает и довольно хорошо удерживает голову, любит подолгу разглядывать себя в зеркале, ощупывает лица родных, когда те над ним наклоняются, прослеживает глазами движущиеся перед ним объекты. Меняет выражение лица при звуках родного голоса. Его гуление становится более четким (издает несколько коротких гортанных звуков: «ох», «ах», «бва», «гу гу», «агу», «ма», «брву»).

К 7–8 мес. ребенок весьма активно лепечет, произнося комбинации слогов, например, «ба ба», «га га»; «разговаривает» он и жестами: например, вместо слова «нет» может покачать головой. Повторяет за взрослым слоги и звуки, которые уже научился произносить, экспрессивно тараторит, копируя интонацию родного языка. Теперь ребенок знает, как его зовут (оборачивается, услышав свое имя). Понимает простейшие команды слова («бяка!», «нельзя!», «дай», «на» и т. д.). Выполняет по просьбе взрослого некоторые движения: «дай ручку», «помаши ручкой „пока пока“» и т. д.

Во время игры ребенок любит ударять два предмета друг о друга, бросать игрушки в ящик и доставать их оттуда, узнает знакомые игрушки. Начинает использовать указательный палец: чтобы показать на что то или ткнуть им куда нибудь. Во время еды берет пальцами крупные кусочки, держит их в руках, пробует есть ложкой.

Толчок к развитию мыслительных способностей – постижение принципа константности, который означает осознание того, что люди и предметы продолжают существовать, даже если он их не видит. Эту догадку подтверждает игра в прятки. Она придает ребенку уверенность, поскольку исчезнувший человек или предмет неожиданно появляется снова. Кроме того, младенец учится отличать знакомых людей от тех, кого видит редко. Понимает, что мамы и папы нет рядом и выражает свое неудовольствие по этому поводу. Обнаруживает, что предмет, которого не видно, все равно существует. Так, если вы закроете лицо ладонями, малыш сначала будет недоумевать: «Куда делась мама?», потом «найдет» вас, убрав ладони от вашего лица: «Вот она!»