Педант

Он в жизни был педант немного.

Он вешал трость и шляпу клал,

Галоши сняв, снимал крылатку,

А, уходя, все повторял

В обратном этому порядке.

Л. Дмитриева

Виталий – добродушный, деликатный и немного застенчивый, – рассказывает о проблемах 7 летнего сына. Уже около недели Саша плохо спит: по 2–3 ч не может заснуть, ночью часто просыпается, вскрикивает, бегает в туалет. На вопрос о причинах отвечает неопределенно: «не спится».

О сыне Виталий говорит тепло, по доброму посмеиваясь над его «чудачествами». Начиная с грудного возраста ребенок засыпал и просыпался на редкость четко в одно и то же время. «Часы по нему сверять можно» – шутит папа. Родственников приятно удивлял порядок в шкафчике для игрушек. Саше никогда не приходилось напоминать о том, что следовало бы почистить зубы, вымыть руки перед едой, заправить кроватку. На любой сбой в привычном распорядке ребенок реагировал плачем. Виталий иронизирует: «Он и нас научил жить по расписанию». Саша с трудом отклоняется от привычного маршрута на прогулке, с осторожностью относится к новым игрушкам, одежде, различным подаркам. Он не любит ходить в гости, а при необходимости заночевать вне дома может закатить истерику.

В течение последнего месяца в семье произошли значимые события: переезд на новую квартиру и начало Сашиного обучения в школе. В прежней малогабаритной квартире Саше приходилось спать в одной комнате с родителями. На новом месте родители старательно и с любовью оформили детскую комнату, надеясь, что она понравится ребенку. Но не тут то было. Саша выглядит потерянным, хнычет, «хвостом» ходит за родителями. В школу ребенок каждый день идет со слезами, «вцепляется» в родителей и не отпускает их до начала первого урока. Но самой большой неприятностью стали проблемы со сном, которым родители затрудняются дать объяснение.

Заблудившись в лесу, Маша забралась в избушку трех медведей. В горнице она посидела по очереди на стульях медведя Михаила Иваныча и медведицы Настасьи Петровны и смяла их, а потом улеглась в кроватку маленького Мишут ки и там заснула. Когда Мишутка увидел, что его стульчик перевернут, кроватка смята, а из кружечки кто то пил, у него началась настоящая истерика. Почему? От патологической жадности? Ничего подобного. Просто устойчивый мир (кружка на столе, стульчик возле стола, аккуратно заправленная кроватка) вдруг по совершенно непонятной причине перевернулся, изменился. А перемены устоявшегося быта всегда пугают ребенка. Вдруг это опасно и угрожает самому существованию его мира?

Маленькому ребенку необходима стабильность. Причем эта устойчивость должна сохраняться как в пространственных характеристиках (кроватка всегда стоит вот здесь, лампа – на столике, а на окне висит голубая занавеска), так и во временных (закончив ужин, мы смотрим «Спокойной ночи, малыши», а после кефира мама рассказывает сказку). Только из этого устойчивого пространства времени ребенок может относительно, безопасно выходить «на разведку» в большой, непознанный, изменчивый и потому, несомненно, опасный мир.