Педант. Часть 4

В первые школьные годы налицо мелочная скрупулезность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства, но если эта повышенная аккуратность превращается в самоцель, то может полностью заслонить суть дела, саму учебу. Пишут они очень чисто, нередко «бисерным» почерком. Все вещи, необходимые для занятий (ручка, тетради, карандаши и т. д.), должны быть аккуратно разложены по своим местам, выглядеть красиво и привлекательно. Первое время (готовьтесь к тому, что оно может растянуться) следить за всем этим приходится родителям.

Настоящей трагедией для «педанта» может стать уход уже знакомой учительницы, к которой он худо бедно приспособился, или переход в другую школу (класс).

Сложности и проблемы, связанные со сном

Постоянство привычек «педантов» касается, в частности, цикла сон – бодрствование. Такие дети ложатся спать всегда в одно и то же время, просыпаются «как по звонку будильника». Они придерживаются однажды установленной последовательности событий перед сном очень строго, поэтому решение сегодня малыша не купать или обойтись без колыбельной может привести к беспокойству, плачу и нарушению сна. «Педанты» готовы изо дня в день слушать одну и ту же сказку перед сном и надолго сохраняют привязанность к «предметному посреднику».

Любое изменение привычных условий жизни (переезд, изменение состава семьи и т. д.) приводит к расстройствам сна. «Педанты» трудно переносят транстемпоральные перелеты, долго адаптируются к новому часовому поясу. Маленькие «педанты» с трудом расстаются с детской кроваткой, когда приходит время осваивать другую.

Что предпринять?

Преодолеть консервативность «педанта» силой невозможно, да и не нужно, так как она – способ адаптации ребенка к окружающему его миру. А вот выводить ребенка за пределы его устойчивой и изученной микросреды нужно обязательно, иначе затормозится его развитие.

Для устранения факторов, провоцирующих закрепление слабых сторон характера малыша, установите строгий распорядок дня и не нарушайте его. Постоянно соблюдайте определенную последовательность действий – это поможет избежать вспышек раздражительности. Следите за тем, чтобы ваши реакции на поведение малыша были однозначными и понятными ему. Если на что то наложен запрет, не снимайте его ни при каких обстоятельствах. Малыш должен четко усвоить что можно, а что нельзя делать, и каковы будут последствия его поступков. Тогда очередной запрет не станет для него трагедией. Давайте обещания только в том случае, если уверены в их выполнении. Никогда не подгоняйте и старайтесь не вмешиваться в его дела. Пусть сам прибирает игрушки, свою одежду; выделите ему для этого дополнительное время. Если ребенок внимательно относится к своему внешнему виду, то готовьте одежду заранее, учитывая его пожелания. Тем самым вы сэкономите время и избежите криков и слез. Поощряйте исполнительность, аккуратность, бережливость. Закрепление этих положительных черт обеспечит ребенку хорошую успеваемость в школе.