Пасхальные яйца Карла Фаберже

Это цитата сообщения Оксана_Лютова Оригинальное сообщениеПасхальные яйца Карла Фаберже


Пасхальная неделя продолжается и поэтому продолжается и пасхальная тематика…

я21 (444x400, 107Kb)
Мы говорим фарфоровые яйца и первое, что подразумеваем – яйца Карла Фаберже. Мы говорим яйца Фаберже и сразу представляем – баснословно дорогие и ни с чем несравнимые искусные вещи. Работы этого ювелира, пожалуй, самый царский подарок. Так считают многие сегодня, так считали когда-то и сами монаршие особы.

Об этом говорит то, что среди постоянных клиентов Карла Фаберже были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн. 56 яиц ювелирная мастерская Карла Фаберже создала по специальному заказу для Российской императорской семьи. Еще 12 яиц являются собственностью английской Королевы. Фарфорушка не мог обойти эту тему, потому что для создания своих ювелирных произведений, а это не только пасхальные яйца, наряду с драгоценными металлами и камнями Фаберже использовал и фарфор.

История ювелирной фирмы Карла Фаберже
59eec04894b0689a77d9e6d8a81 (439x400, 22Kb)
Все началось в 1842 году, в Петербурге. Никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл на Большой Морской улице небольшую ювелирную мастерскую. Мастерская была скромная и работы выполняла тоже скромные – золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней. Но все изменилось, когда к делу присоединились сыновья ювелира Густава Фаберже — Карл и Агафон. Очень быстро мастерская расширилась, заказы стали расти. Но особенно молодые ювелиры сосредоточились на художественной стороне своего дела.

Карл и Агафон получили художественное образование за границей. Карл, ставший впоследствии главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе. Он совершенствовал ювелирное мастерство и одновременно изучал экономику. В 1870 году Карл вернулся в Петербург и занялся делом отца.
У него были редкие организаторские способности и большой творческий потенциал, поэтому в фирме своего отца Карл стал главным источником идей и безоговорочным судьей воплощенных проектов. Одной из первых работ братьев Фаберже, которая принесла им известность, стали копии с керченских украшений, созданные по заказу германского императора Вильгельма II. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Э. Коллином, обратила на себя внимание на Всероссийской выставке в 1882 году в Москве. За эту работу братья получили золотую медаль. А через три года на Нюрнбергской выставке фирма Карла Фаберже получила уже и международное признание. После этого на изделия ювелирной мастерской обратил внимание российский императорский двор. Оценив мастерство ювелиров, монаршие особы и члены царской семьи надолго стали главными клиентами фирмы Фаберже.

Пасхальные ювелирные яйца Фаберже для российского императорского двора
я22 (450x374, 35Kb)
Пасхальное яйцо Фаберже «Курочка»

Первым заказом от царского двора стал заказ, сделанный Александром III в 1885 году. К празднованию Пасхи Император заказал подарок для своей жены Марии Федоровны. Карл Фаберже изготовил один из самых оригинальных сувениров. Это изделие, с одной стороны представляло форму традиционной народной пасхальной «крашенки», а с другой — поражало неординарностью и новизной задумки. На первый взгляд яйцо было вполне обычным. Сделанное из золота и покрытое плотным слоем белой эмали, оно открывалось на две части, и, подняв верхнюю половинку, можно было заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тонко и виртуозно, что можно было разглядеть и гребешок, и круглые глазки, и даже перышки. В курочке тоже был сюрприз, и даже не один. В ней находилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. Яйцо должно было стать интерпретацией одного ювелирного яйца, созданного ранее, в начале XVIII века. В исходном варианте яйцо прятало курочку, в курочке находилась корона, а в короне кольцо. Этим сюрпризом Александр III хотел удивить императрицу, которой, по задумке, подарок ювелирной Фаберже должен был напомнить знакомое ей изделие из датской королевской сокровищницы.
Сюрприз, сделанный Фаберже произвел впечатление на императрицу, и с этого времени фирма каждый год к Пасхе готовила для царского двора новый подарок — всегда неожиданный и оригинальный. Император Николай II заказывал к Пасхе два яйца: одно дарил матери — императрице Марии Федоровне, другое жене — императрице Александре Федоровне.

Сюрприз от Фаберже – яйцо с каретой

Самые известные работы Фаберже для Романовых – копия Императорской кареты при коронации Николая II, яйцо украшенное портретами членов семьи Николая II и модель Александровского дворца в Царском селе.


В Зимнем дворце даже сделали специальную кладовую, где хранился запас готовых подарков от Фаберже — императорская семья много путешествовала и по пути часто раздаривала множество разнообразных предметов, сделанных ювелирной мастерской Фаберже. Так, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. А вот китайскому богдыхану российский император преподнес две диадемы, хрустальную чашу с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпильку для шляпы с рубином и бриллиантами.

Яйца Фаберже с портретами российских императоров


Рисунки пасхальных яиц Фаберже не представлял на утверждение высочайшим особам, мастер имел полную свободу в выборе сюжета и идеи. Работа была трудной, так как зачастую приходилось отбирать важные события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории.

Например, по случаю двухсотлетия строительства Петербурга фирма Фаберже сделала к Пасхе 1903 года яйцо «Петр Великий». Тулово яйца украшено золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами. На четырех миниатюрах на слоновой кости помещены портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего дворца и Домика Петра Великого. Внутри яйца находилась миниатюра знаменитого «Медного всадника», который застыл на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником покрыта белой эмалью, как бы пронизанной солнечными лучами.

Успех Фаберже

Успех мастерской Фаберже и знаменитость самого мастера были столько велики, что каждый Божий день между 16 и 17 часами к его дому съезжались великие князья — посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. А в Зимнем дворце, собираясь в специальной курительной комнате у Церковной лестницы, мужская половина царской фамилии хвастала портсигарами от придворного ювелира. Высшим шиком в семье Романовых считалось иметь каждый день разные портсигары.

За период с 1885 по 1917 годы мастерская Фаберже создала 69 ювелирных яиц, большая часть которых была сделана для Романовых. Но были заказы, которые мастер делал для частных лиц, сегодня известно о 15 таких. Возможно их больше, точную цифру назвать сложно, поскольку частные заказы Фаберже не документировал. Документы ювелир составляя только на императорские заказы.

Самое дорогое яйцо Фаберже – яйцо Ротшильдов

По мнению специалистов, яйца для частных лиц в роскоши и оригинальности уступают работам, выполненным для императорской семьи. Многие из частных заказов повторяют тип изделий, созданных для Романовых. Однако одна из последних находок – яйцо Фаберже из частной коллекции, созданное им по частному заказу, говорит об обратном. Эта уникальная работа стала настоящим открытием.

В ноябре 2007 года яйцо известное как «яйцо Ротшильдов» было выставлено на торгах Christie’s в Лондоне. Почти сто лет это произведение хранилось среди семейных ценностей знаменитой фамилии, и о нем никому не было известно. Некогда нефтепромышленник Морис Эфруссии заказал это яйцо Фаберже, чтобы сделать свадебный подарок своему шурину барону Эдуарду Ротшильду. И с 1902 года, когда яйцо стало собственностью Ротшильдов, эту семью оно больше не покидало.

Яйцо имеет сложный механизм и уникальную конструкцию. Подобных Карл Фаберже изготовил три: яйцо «Петушок» для царской семьи (1900 год), яйцо «Шантеклер» – частный заказ для золотопромышленника Александра Кельха (1904 год) и, собственно, «Яйцо Ротшильда». Это яйцо не просто произведение ювелирного искусства, это и чудо механики. Как уже было сказано, оно имеет сложное устройство.

С одной стороны – это часы, с другой – механический сюрприз. Из яйца каждый час появляется петушок украшенный эмалью и бриллиантами, он хлопает крыльям и даже кукарекает. Само яйцо покрыто розовой эмалью и декорировано гильоше. Гильоше (франц. guilloche) – это и особый узор на поверхности, и способ его нанесения. Принцип гильоше в том, что металл покрывается бороздками, создающими игру света и тени. Раньше этот узор мастера наносили вручную. Позднее, пытаясь добиться безупречной аккуратности, стали использовать для гильоше специальные механические станки с алмазным резцом.


Аукционный дом Christie’s оценил яйцо Ротшильда работы Фаберже в 6–9 млн. фунтов, это 13–18 млн. долл. В итоге оно было куплено более чем за 18 млн. долл. российским коллекционером Александром Ивановым. Александр Иванов, директор частного Русского национального музея, собирает произведения мастерской Фаберже. В своей коллекции он уже имеет несколько яиц этой знаменитой ювелирной. Ротшильдовское яйцо стало самым дорогим из всех работ Карла Фаберже, что когда-либо выставлялись на торги. До этого самым дорогим было «Зимнее яйцо», проданное на Christie’s в 2002 году за 9,6 млн. долл. Это изделие – один из заказов царской семьи. Николай II заказал его для своей матери, императрицы Марии Федоровны.
В 2004 году аукционный дом Sotheby’s представил на торги сразу девять императорских яиц мастерской Карла Фаберже. Все они были приобретены российским бизнесменом Виктором Вексельбергом и хранятся теперь в его коллекции.
Ротшильдовское яйцо также стало и самым дорогим русским предметом декоративно-прикладного искусства вообще. В списке самых дорогих произведений русского искусства оно стоит выше произведений Казимира Малевича и Марка Шагала.

Яйцо Ротшильдов – видео



Частично изделия фирмы Фаберже были вывезены за границу русскими эмигрантами после революции. За границей оказалась редчайшая коллекция произведений Фаберже из собрания Юсуповых. Эта коллекция теперь составляет основу музея Хилвуд в Вашингтоне. В 1912 году Париже было продано яйцо «Гатчинский дворец», созданное мастером Михаилом Перхиным.
Яйцо разделено на двенадцать сегментов мелкими ровными жемчужинами, покрыто белой прозрачной эмалью по гильошированному рисунку в виде муаровых волн, а ткже украшено орнаментом из красных бантов и зеленых листьев. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца, любимой резиденции Марии Федоровны, из четырехцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Целыми партиями покупали произведения искусства и предметы личного обихода царской семьи Арманд Хаммер, Александр Шеффер и другие «коллекционеры». А серебряные изделия после революции зачастую так просто продавались на вес, без учета их художественной ценности.

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в четырёх местах: в Оружейной палате, в коллекции Виктора Вексельберга, в Русском национальном музее (частный музей в Москве Александра Иванова) и в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН, в Санкт-Петербурге. В собрании Оружейной палаты хранится около 300 изделий мастеров-ювелиров фирмы Фаберже – это 10 пасхальных яиц (самое раннее из которых относится к 1891 году), и другие предметы ювелирного искусства. В основном это столовые приборы и предметы сервировки, самую интересную часть коллекции составляют пасхальные сюрпризы и резные фигурки из камня. Пасха в России всегда была особым праздником, поэтому и подарки к нему делались особые. И здесь фантазия Карла Фаберже смогла реализоваться как нельзя лучше, особую изобретательность мастер проявил при изготовлении подарков для членов императорской фамилии.

Пасхальные яйца и ювелирные изделия фирмы Карла Фаберже