От картинки к сюжету

«Ложись на мою подушку, будем вместе мой сон смотреть!»

К. Чуковский

В каком возрасте ребенок начинает видеть сновидения? Этот вопрос до настоящего времени не нашел ответа. Очевидным остается лишь то, что у новорожденных удельный вес парадоксального сна составляет 80 % от всего времени сна. Данные о преимущественной связи сновиденческой активности с ФБС привели к мыслям, что люди видят сновидения, начиная с рождения, и даже во внутриутробном периоде, так как уже у плода удалось записать фазу парадоксального сна. Эта закономерность может отражать ее особую роль в осуществлении переработки огромного объема информации, обрушивающейся на ребенка.

Наши возможности для экспериментального подтверждения или опровержения данной гипотезы очень ограничены. В значительной мере это связано с тем, что рассказать о своих сновидениях дети могут лишь с момента появления речи. Однако по поведению годовалого ребенка родители могут предположить, что тот видел сон, хотя сам ребенок не способен объяснить, в чем дело. После пробуждения он может смеяться или выглядеть взволнованным – малыш пока еще не осознает, что сон закончился.

Исследования сновидений у детей проводились в основном в возрасте более 2–3 лет. Двухлетние дети начинают понимать, что такое сновидение, но и они с трудом проводят границу между сном и реальностью. К 3–4 годам ребенок уже четко определяет разницу между сновидением и действительностью.

Интерес к сновидениям в детском возрасте зародился одновременно с развитием учения о природе и специфике психических функций у детей в бодрствовании. Основоположник классического учения о психоанализе Зигмунд Фрейд считал, что сновидение любого человека имеет явную сторону выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание (скрытые мысли сновидения). Оценивая детские сновидения с этих позиций, автор считал их «простыми и не замаскированными исполненными желаниями».

Действительно, в сновидения маленького ребенка чаще всего попадают знакомые ему персонажи: члены семьи, домашние животные, герои полюбившихся книг и кинофильмов (рис. 8 12 вклейки). Однако уже в раннем возрасте возможно проникновение в сновидения незнакомых, вымышленных персонажей, которые селятся в сновидениях тем чаще, чем старше ребенок (рис. 13–15 вклейки). Замеченная особенность, возможно, связана с тем, что малыш значительно честнее с самим собой, чем взрослый, на которого давят установки, принципы и внутренние ограничения, не допускающие к осознанию неприемлемые, осуждаемые и болезненные чувства и желания. Последние получают возможность «заявить о себе», лишь надевая маски незнакомцев, взаимодействующих со сновидцем.

Другая особенность сновидений маленьких детей, отмеченная еще в 1969 г. Д. Фулкесом, а в дальнейшем подтвержденная другими исследователями, в том числе и сотрудниками нашей лаборатории, – их «статичность». Сновидения, о которых рассказывает трехлетний малыш, будут напоминать скорее увиденную картинку, нежели сюжетный рассказ. Возможно, уровень зрелости мозга в этом возрасте еще не позволяет бессознательному придумать сюжет, который с возрастом становится все более сложным и динамичным.