О необходимости дневного сна. Часть 2

Время ночного сна в значительной степени зависит от числа и продолжительности дневных засыпаний и срока завершения дневного сна. Чем больше ребенок спал днем, тем менее вероятно ожидать от него признаков сонливости к вечеру. Сон в 5 ч неизменно отодвигает отбой. Наблюдается он у 4 5 летних детей, которые после целого дня, проведенного в детском саду, приходят домой уставшими, а также у детей младше. Поначалу родители считают такой сон неожиданным подарком, поскольку успевают отдохнуть, приготовить ужин, спокойно поговорить по телефону. Проблемы начинаются в 9 ч: ребенок ни за что не желает укладываться.

Из этого положения существует несколько выходов. Если родители полагают, что ребенку необходим именно дневной сон, они вечером укладывают его позже. Однако, если ситуация приобретает хронический характер, это может служить сигналом, что детям не хватает ночного отдыха. Во избежание подобной ситуации, в случае, если малыш спит больше двух или трех часов, рекомендуется ласково разбудить его и поиграть с ним немного, чтобы он окончательно проснулся.

Когда по ребенку видно, что он хочет подремать в перерыве между установшимися периодами дневного сна, займите его какой нибудь увлекательной игрой. Отвлечь ребенка от дневного сна можно также, прибегнув к танцам под мелодичную музыку или к пусканию мыльных пузырей. Избегайте беготни и поездок за покупками в эти периоды, чтобы ребенок не клевал носом в кресле автомобиля или в прогулочной коляске.

Устанавливая время дневного сна, можно пользоваться уже описанными выше правилами, определенными для ночного сна.

Многие родители жалуются: ребенок прекрасно засыпает днем в детском саду и категорически отказывается от дневного сна дома. Это обычное явление у более старших детей. В дошкольной группе или в детском саду есть целая комната с кроватками и дремлющими рядом сверстниками. Дневному сну благоприятствует также и то, что воспитатель убавляет свет, включает успокаивающую музыку и поступает так примерно в одно и то же время каждый день. Пример служит иллюстрацией того, насколько важна выработка четкого ритуала засыпания. Тот же ритуал отхода ко сну, который происходит вечером, полезно совершать и перед дневным сном. Он не должен быть слишком сложным и длительным.

Однако нередко, несмотря на учет всех правил, дневной сон к ребенку так и не приходит. Малыша, не желающего спать, может привлечь «укромный уголок для сна» – особое место в углу на матрасе, маленький шатер, сооруженный из одеял, большая коробка с одной обрезанной стороной, куда малыш может заползать. Многие семьи используют для этой цели коврики из овечьих шкур. В отсутствии психологического давления, успокоившись и расслабившись в «укромном уголке», ребенок может задремать. Если это не происходит, не настаивайте на том, чтобы ребенок лежал смирно или закрыл глаза и не включайте таймер. Сделайте время дневного отдыха приятным. Достаточно, чтобы ребенок спокойно полежал и послушал музыку или сказку.

Исследователи полагают, что дневной сон нужен для восстановления сил не только ребенка, но и родителей и рекомендуют матери приучить себя ложиться поспать днем, когда спит ее ребенок. Совершенно неправильно использовать время дневного сна ребенка, чтобы доделать накопившиеся домашние дела. Дневной сон – это отчасти установление гармонии с вашим ребенком, отчасти – способ облегчить первые трудные месяцы совместной жизни с младенцем.

Мы, сознательно или бессознательно, выбираем свой ритм сна – бодрствования в зависимости от образа жизни, вида трудовой деятельности, климата и народных традиций.

В некоторых странах люди привыкли сочетать дневной и ночной сон. Скажем, испанская сиеста есть не что иное, как время, когда люди днем прекращают работать и отправляются домой примерно с 2 до 4 ч дня, как раз в то время, когда солнце нещадно палит и работать совершенно невозможно. Более того, испанцы и население других стран с похожим климатом привыкли вставать довольно рано, чтобы успеть поработать до наступления невыносимой жары и духоты.

Однако, придерживаясь семейных и культуральных традиций, не следует пренебрегать индивидуальными особенностями организации цикла «сон бодрствование» конкретного ребенка с учетом его возраста, конституциональных и личностных особенностей.