Невыплаканные слезы. Часть 6

Самый трудный защитный барьер преодолен, и сейчас мальчик открыт для дальнейшей психотерапевтической работы. Важно на конкретном позитивном опыте убедить ребенка в его возможностях, что могло бы стать хорошим стимулом для дальнейшей более глубинной психокоррекции. С этих позиций работа с симптомом столь же необходима, как и работа с причиной, т. е. с внутриличностной проблемой.

– Как ты думаешь, почему постель становится мокрой?

– Потому, что я писаю не в туалете, а в постель.

– А ты знаешь, как это происходит?

– Нет.

– У каждого человека в нижней части живота – вот здесь – есть небольшой мешочек, в котором собирается жидкость. Когда жидкости очень много, человек чувствует желание сходить в туалет. Уже в туалете мешочек сокращается – и жидкость вытекает наружу. Ночью, когда ты спишь, мочевой пузырь наполняется. И человек либо терпит до утра, либо чувствует, что хочет в туалет и от этого просыпается.

– А я иногда не просыпаюсь.

– Это значит, что ты не слышишь свой мочевой пузырь, а он не слышит тебя. Ведь ты никогда не пробовал с ним договориться?

– Разве с ним можно разговаривать?

– Конечно, можно. Достаточно положить руку вот сюда… и попросить его в слух или про себя. О чем ты его хочешь попросить?

– Я попрошу его разбудить меня, если захочу в туалет.

– Молодец. А если не получится разбудить?

– Тогда… попрошу потерпеть до утра.

– Сделай это сейчас.

Формула внушения может быть различной в зависимости от возраста. Приведенный фрагмент работы с мальчиком 5 лет – один из возможных вариантов. В более старшем возрасте можно рассказать ребенку о роли головного мозга в регуляции деятельности мочевого пузыря.

Эффективный способ информирования ребенка о сути его проблемы – психотерапевтические сказки. Дети младшего возраста значительно легче и эмоциональнее воспринимают информацию, представленную в виде сказочного сюжета, участниками которого могут стать не только реальные и вымышленные персонажи, но и внутренние органы.

Пример: «Твой мочевой пузырь – это шарик размером с бейсбольный мяч. Крошечные нервы внутри этого шарика говорят твоему мозгу, что надо идти в туалет и опорожнить его. Внизу твоего мочевого пузыря есть большая круглая мышца, которая сжимается и не дает тебе описаться, пока ты не пойдешь в туалет. Если ты не сразу пойдешь в туалет, эта мышца помогает тебе задержать мочу. Но ночью твой мозг спит, и когда мочевой пузырь говорит: „Я переполнен, и мне нужно освободиться“, мозг отвечает: „Не беспокой меня. Я сплю“. Поэтому ты писаешь не в горшок, а на простыни».

После того как вы помогли ребенку понять, что происходит в его организме, объясните, что вы собираетесь помочь его мочевому пузырю и мозгу ночью слушать друг друга.

12. Среди других методов терапии можно отметить физиотерапию (поперечная гальванизация области мочевого пузыря, сегментарное УФ облучение по соответствующим полям; электрофорез с 1 % ным атропином; диодинамические токи на область мочевого пузыря), рефлексотерапия.

13. Медикаментозная терапия включает в себя:

А) препараты, снижающие глубину сна и облегчающие пробуждение: в более легких случаях используются биогенные стимуляторы, при неэффективности – стимулирующие антидепрессанты в возрастных дозировках (мелипрамин);

Б) десмопрессин (адиуретин СД, минирин), который выпускается под названием адиуретин СД в виде капель в нос. По статистическим данным европейских клиник после лечения этим препаратом благоприятного результата достигают 80–85 % пациентов.

Информирование ребенка и родителей о сути проблемы энуреза, формирование к ней адекватного отношения, режимные и поведенческие мероприятия, сочетание медикаментозного и психотерапевтического лечения помогут ребенку справиться с проблемой и наслаждаться спокойным сном в уютной и сухой постели.