Невыплаканные слезы. Часть 5

8. Ребенок обучается упражнениям, укрепляющим мышцы брюшной полости и мочевого пузыря. Дневные упражнения тонизируют мышцы брюшного пресса, улучшают функцию мочевого пузыря, нервно мышечный контроль и способствуют осознанию переполненности мочевого пузыря не только в бодрствовании, но и во сне. Удерживая мочу некоторое время после появления ощущения максимальной наполненности, дети тем самым растягивают пузырь. Это ощущение через несколько минут исчезает, поэтому ребенок не испытывает особенного неудобства.

Другой способ решения данной задачи – дайте ребенку выпить большое количество жидкости и попросите его задержать мочу как можно дольше. Когда вместимость пузыря увеличивается, ребенок научается задерживать мочу дольше и реже опорожнять мочевой пузырь.

Посоветуйте ребенку во время мочеиспускания пускать и останавливать струю много раз (прерывистое мочеиспускание). Это развивает у него осознавание того, что он действительно может при желании контролировать свой мочевой пузырь.

9. Детям старше 7 лет предлагаются специальные сигнальные устройства. К их числу принадлежит, в частности, прибор WET STOP, который используется в США уже более 30 лет.

Приборчик закрепляется на воротнике пижамы в относительной близости от уха, так, чтобы его положение не менялось во сне. Мягкие прокладки из 100 % трикотажного хлопка с кармашком для датчика пришиваются несколькими стежками к обычным трусикам. Звонок прикрепляется липучкой к воротнику пижамы. Трусики и пижаму можно стирать неограниченное количество раз. Начиная с 5 лет, дети могут прикреплять этот прибор сами. К устройству WET STOP прилагается специальная мотивирующая программа в виде забавных рисунков для раскрашивания и звездочки, которыми дети награждаются в «сухие» дни.

Когда начинается мочеиспускание, моча замыкает цепь и включается сигнал, который будит ребенка. Затем он заканчивает мочеиспускание в туалете, меняет мокрую одежду, снова устанавливает сигнальную систему и продолжает спать. Система учит детей распознавать ощущение наполнененности мочевого пузыря. В конце концов они начинают просыпаться, прежде чем раздастся сигнал, и идут в туалет. Исследователи отмечали, что показатель эффективности такого лечения достигает 70 %.

Прежде чем прибегнуть к сигнальной системе, проведите несколько практических сеансов. Когда ребенок лежит в постели, включите сигнал и затем отведите ребенка в туалет, слегка умыв лицо водой, чтобы он проснулся, и сам опорожнил мочевой пузырь.

10. Поощряйте старания ребенка: заведите специальную карту, на которую после сухих ночей наклеивается бирка «С», а после мокрых – «М». За несколько сухих ночей предлагается дополнительное поощрение. Этот метод хорошо действует на детей младшего возраста, которые не в состоянии выполнить просьбу родителей, высказанную в другой форме. Однако лучшей наградой ребенку станет его собственное умение контролировать мочевой пузырь.

11. Психотерапия остается ведущим на сегодняшний день немедикаментозным методом лечения энуреза. Роль психотерапевта состоит, в частности, в разъяснении ребенку сути его проблемы. Чтобы проиллюстрировать это, вернусь к работе с Колей.