«Придетсеренький волчок…&raquo

За печкою поет сверчок.

Угомонись, не плачь, сынок,  

Вон за окном морозная,

Светлая ночка звездная.

Астазия

В практической психологии и психотерапии хорошо известно, что раннее детство – время установления базовых отношений ребенка с миром. Не случайно говорят, что до 5 лет закладываются основы личности. Если взрослый хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, то он обязательно должен воплотить ее в форме, которая может быть им усвоена (рассказ, басня, картина, модель поведения и т. д.). Родителям и воспитателям важно осознать содержание песен и речей, с которыми они обращаются к ребенку. Особое внимание следует уделять текстам, в содержании которых кроется мировоззренческий смысл.

Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет сам практически осваивать этот мир. Построение картины мира ребенка начинается в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор – колыбельные песни, частушки и т. п. Они должны обеспечить ребенку целостное восприятие мира и задать некую систему основных координат, помогающих ребенку определиться в жизненно важных отношениях с миром.

Психологическое значение предлагаемых ребенку текстов связано с их своеобразной магической силой. Фольклорные образы необыкновенно емки, а словесные формулы похожи на заклинание. Если обратиться к такому жанру «материнского фольклора», как колыбельные песни, то и там обнаружатся символически представленные пространственные координаты мира. Сам жанр колыбельной песни неоднократно привлекал внимание специалистов. Первым обратился к этому уникальному наследию поэт В. А. Жуковский, который проанализировал собранные персидские колыбельные песни и перевел их на русский язык. Современная педагогика, социальные институты образования только сейчас начинают в полном объеме осознавать великое значение народной культуры.