«Придетсеренький волчок…». Часть 3

Колыбельная посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подросткового возраста. Сразу после рождения младенец получает собственное место в виде колыбельки или кроватки.

В замечательной книге Маргариты Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» показана и обоснована особая роль колыбельной в упорядочивании, структурирование пространства. По наблюдению автора, оно начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель – первое собственное место ребенка в окружающем мире, его исходное личностное пространство.

Висит колыбель

На высоком крюку.

Крюк золотой,

Ремни бархатные,

Колечки витые,

Крюки золотые.

И золотые крюки, и бархатные ремни, конечно, не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство колыбельки и царского трона.

Главная личностная задача младенческого периода – формирование «базового доверия в жизни» – интуитивной уверенности в том, что жизнь хороша, а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят. Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младенец приобретает в повседневном взаимодействии с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многообразие телесного и словесного общения имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни.

В материнском фольклоре колыбельных песен исходной точкой отсчета в мировой системе координат становится ребенок, лежащий в своей колыбели, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг младенца через противопоставление теплого дома – защиты, внутри которого находится колыбель с малышом, и описание внешнего мира – темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не надо.

Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она обозначается понятием «край»:

Баю баюшки баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

И положет под кусток.

С точки зрения народной традиции, подходить к этой опасной грани двух разных миров, а тем более преждевременно переходить ее, пока ребенок мал и не готов к этому, – никак нельзя. В колыбельных песнях слово «край» становится понятием, обозначающим границу своего домашнего, защищенного и чужеродного внешнего, опасного.

Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачиваются перспективы его будущей самостоятельной взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет свое место, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими, старшими и святыми покровителями. Так закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы и конечность.

Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и главными принципами, которыми должен руководствоваться человек. Даже если вы знаете только одну колыбельную песенку и будете петь ее своему ребенку каждый вечер в течение десятка лет, она никогда ему не надоест, ведь через нее вы передаете ребенку свою любовь; слова колыбельной ребенок запоминает на всю жизнь.