«Компьютерные» сновидения. Часть 5

Влияние компьютерных игр на сон и сновидения

До 6–7 лет подсознание воспринимает компьютерные образы как реальность. Виртуальные образы не только заполняют бодрствующее сознание, но и внедряются в детские сновидения. Среди персонажей устрашающих сновидений детей и подростков, приходящих на прием к неврологу и психотерапевту, все чаще фигурируют герои компьютерных игр.

Один из ведущих признаков негативного влияния компьютерных игр на здоровье ребенка – нарушение сна. Воздействие компьютера на сон ребенка затрагивает разные механизмы. Засиживаясь у компьютера, ребенок смещает время засыпания к 2–4 часам ночи, нарушая цикл сон – бодрствование. Перевозбуждение центральной нервной системы, эмоциональные и зрительные перегрузки непосредственно в вечернее время ухудшают качество сна, который становится поверхностным и прерывистым.

Что предпринять?

Мир, создаваемый компьютерными играми, многие современные дети воспринимают как неотъемлемую часть своей жизни, примерно такую же, как дерево за окном или прилетевшего на подоконник воробья. Тем не менее, не стоит торопиться обучать детей компьютеру. Хотя для обучения малышей созданы специальные всеобъемлющие программы, они не дают прочного базового образования для одно двухлетних малышей. Наилучшим образом дети обучаются в процессе собственного познания трехмерного пространства и в игре. Общение лишь с плоским экраном ограничивает эти возможности. Экран нельзя пощупать, положить в рот, поднять или бросить. Компьютерные уроки познания причины и следствия, различных цветов и классификации предметов легко усваиваются другим способом – просто в игре. Некоторые родители хотели бы, чтобы их дети овладели компьютерной грамотой как можно раньше, поскольку эта техника будет играть большую роль в их дальнейшей жизни.

Специалисты выяснили, что сама по себе компьютерная игровая среда не так уж и опасна, все дело в том, как организовать ее для ребенка.

О том, чтобы запретить, изъять из оборота компьютерные игры со сценами насилия, речь не идет, поскольку этот путь неоднократно апробирован в отечественной истории и оказался неэффективным. Лучше наполнить компьютерные игры позитивным смысловым содержанием, причем сделать это на хорошем профессиональном уровне. Желательно соединить усилия специалистов в области новых информационных технологий с усилиями ученых и педагогов практиков, разбирающихся в тонкостях детской игровой культуры. Наиболее актуальная задача – наполнять все эти «пробы самореализации» ребенка таким смысловым содержанием, которое содействовало бы развитию творческой свободы личности, формировало бы ее социально позитивные чувства. О том, что компьютерные игры могут реально работать на личностное развитие детей, свидетельствуют реальные факты. Финские психологи разработали специальную компьютерную игру, основанную на сопоставлении фигур со звуками и способную оказать существенную помощь детям с дислексией – неспособностью читать или писать. Может быть, в данном случае просто недостает некоторых организационных усилий, которые взяла бы на себя некая третья сила, – например, министерство образования, и свести, наконец, специалистов технологов разного профиля для создания компьютерных игр, работающих на развитие наших детей?

Эти действия на пути смыслового преобразования компьютерных игр могли бы минимизировать их негативное воздействие на физическое и психическое здоровье детей, а следовательно, на сон и сновидения.