«Компьютерные» сновидения. Часть 4

Думается, что данные этого исследования вполне типичны для многих регионов России и, в целом, дают адекватную характеристику игровых предпочтений школьников. Влияние на детей компьютерных игр, содержащих сцены насилия, конечно, нельзя оценивать однозначно. Совершенно прав А. Федоров, говоря, что «играть в компьютерные игры и совершать насилие в жизни – разные вещи». Однако нельзя забывать о том, что через игру ребенок усваивает определенные образцы поведения. Очевидно и то, что интерактивное включение детей в процесс насилия способствует привыканию к нему, насилие перестает восприниматься как нечто из ряда вон выходящее. Прибавим к сказанному колоссальный поток экранного насилия. Поразительные цифры привел журнал «Народное образование»: ученые Нью Йорка установили, что в течение часа в прайм тайм на экранах можно увидеть от 3 до 5 насильственных актов, а по детскому каналу – 20–25! Не удивительно, что у современного молодого поколения снижен порог сострадания, сочувствия, сопереживания, а агрессивное поведение имеет стабильную тенденцию к росту.

Наблюдаются случаи побега детей из дома: они месяцами пропадают в ночных компьютерных клубах. В средствах массовой информации появляются леденящие душу истории о внешне приличных подростках, убивающих своих родителей только за то, что те отказываются давать деньги на эти пресловутые компьютерные клубы.

Проблемы личной жизни (разногласия с родителями, конфликт с одноклассниками) все больше затягивают человека в виртуальный мир игр, возникает «компьютерная зависимость», зачастую не менее страшная, чем алкогольная.

Психологов также волнует, что дети проводят немало времени перед экранами компьютеров. Частая смена картинок на экране ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость. А у детей дошкольного возраста, которым компьютер заменяет обычные игры и игрушки, происходит искажение в развитии познавательных процессов.

Вследствие раннего приобщения к миру новейших информационно коммуникативных технологий у детей падает интерес к чтению, беднеет словарный запас, снижается способность к словесному творчеству, скудеют ассоциативные образы, дети не могут словами описать свои ощущения и переживания. Такие дети менее активны в общении, творчестве, познании – новейшие коммуникативные средства делают их пассивными потребителями информации. Ранний контакт с миром рационального, логического снижает эмоциональность, чувствительность, способность сопереживать.

Нельзя забывать и о том, что существует немало детей, имеющих нейропсихологические и физиологические нарушения в развитии, которым противопоказано длительное сидение за экраном компьютера.