Инна Савватеева. Еврейская жизнь Мюнхена

Оригинал сообщения
Комментарии: Комментарии

Путеводители по Мюнхену обычно обходят эту тему не потому, что у их создателей короткая память. Просто нельзя показывать то, что не сохранилось. Можно только стоять у этих мест и мысленно представлять себе: век XV, век XVIII, XX..

Первый еврей появился в Мюнхене в 1229 г. Это зафиксировано как факт важный и особенный. Абрагам Мюнхенский. Откуда он пришел, никто не знает. Может, спасался от очередных погромов, которые волнами прокатились по всей Европе, начиная с XI в.: искали то ритуальных убийц, добавлявших кровь младенцев в мацу, то отравителей, то лжепророков, то просто несогласных с христианским учением. Кем был Абрагам, тоже неизвестно. Наверное, ростовщиком, ненавидимым, но чрезвычайно полезным обществу элементом экономической жизни. Давал деньги взаймы под проценты. Иногда получал их назад, а иногда по приказу власть имущих прощал все должникам. Так или иначе, но вскоре в Мюнхене уже появилась небольшая еврейская община. Селили всех евреев вместе, и они, как и во всём средневековом мире, не имели права смешиваться с местными жителями. В Мюнхене, удивительное дело, жили они сначала в самом центре, неподалеку от торговой площади, которую впоследствии назовут Marienplatz (Мариенплац), а место, где стояла первая еврейская синагога — Marienhof (Мариенхоф).

Именно здесь будут прятаться от погромов евреи в году 1285м, когда в очередной раз было объявлено о смерти невинного младенца. Синагогу вместе с находящимися в ней евреями сожгут. Правда, оставшиеся в живых через несколько лет ее восстановят. Первый этап еврейских страданий останется позади. Что выпадет на их долю в веке XX, они тогда себе и представить не могли. Потому что все крестовые походы, рикошетом задевающие евреев, приказы герцогов и князей об ограничении их прав на торговлю, на занятие сельским хозяйством, на ремесла, на рождение детей (только старший сын имел право жениться), на роды и на многое другое покажутся лишь прелюдией к событиям 1442 г. (изгнание из города) и 1930–40 гг.

Почти на три столетия мюнхенцы, баварцы забыли о существовании такого народа, как евреи. В самом конце XVII в. началась «оттепель». Официального разрешения на въезд и проживание издано не было. Однако произошло то, что называется «согласие по умолчанию». Евреи откуда-то взялись и начали потихоньку приживаться. Курфюрст Макс Эммануэль все-таки издал в 1715 г. некоторые правила поселения евреев в Мюнхене. На протяжении всего XVIII в. намечались все большие послабления и демократизация их жизни. С 1762 г. существовал молитвенный дом в районе Таль. И уже в XIX в., со времени правления пфальцской линии Виттельсбахов (Макс I Иосиф), произошли радикальные изменения, благодаря которым евреи, наконец-то,  приобрели почву под ногами. Знаменитый баварский «Еврейский эдикт» (Judenedikt — юденэдикт) 1813 г. попрежнему многое запрещал лицам еврейского вероисповедования, однако многое и позволил. Например, было разрешено отправлять культ и объединяться в общины.

В 1815 г. возникла первая община такого рода, которая взяла на себя важнейшие организационные вопросы: от рождения до смерти. Женщины могли теперь рожать в Мюнхене, а мертвые быть погребенными в соответствии с традицией на «своем» кладбище. Была построена и синагога на Westenrieder Strasse. Король вошел в число ее спонсоров. Вторая половина XIX в. была временем консолидации и укрепления мюнхенской общины. Несмотря на незначительное количество, евреи играли существенную роль в экономической и политической жизни города и Баварии. Первый Министр-президент Баварии был еврей Курт Айзнер.  Символом расцвета еврейской жизни стало строительство в 1887 г. новой, третьей по размеру в Германии, синагоги. А потом наступили другие времена&

FacebookTumblrBlogger PostWordPressDiary.RuDiggGoogle GmailLiveJournalMySpaceShare

GermaniaPlus.de