Экспериментатор. Часть 4

Трудности и проблемы, связанные со сном

Основная проблема для «экспериментатора» – засыпание. Это связано с тем, что ему приходится прощаться с интересным занятием или игрой, друзьями, к тому же многие дети не устают к тому моменту, когда надо идти в кровать, а лежание в постели превращается для них в мучение. Переход от сверхактивного бодрствования ко сну, как правило, затруднителен.

Признаки сонливости у «экспериментаторов» распознать особенно трудно. Далеко не каждый ребенок начинает зевать и клевать носом. В большинстве своем утомленные «экспериментаторы» кажутся еще более активными, а не наоборот.

Что предпринять?

Частая ошибка, которую допускают родители такого активного ребенка – это его «изоляция» с требованиями замолчать и сидеть тихо. Им следует знать, что ребенок не переносит одиночества, ограничения двигательной активности. Конечно, чрезмерная подвижность и шумливость малыша вызывают неудовольствие взрослых. Чтобы этого избежать, постарайтесь сами создать условия, в которых ребенок может реализовать свою жажду деятельности в приемлемой форме (поиграть с ним в мяч, в догонялки, позаниматься физкультурой). Выплеснув энергию, ребенок успокоится и скорее согласится заняться вместе с родителями развивающими играми (кубики, пирамидки, мозаику, конструктор, пазлы и т. д.).

Если есть возможность и желание ребенка, то очень полезны занятия в каких нибудь кружках или секциях. Разумеется, речь идет не об «обучалках развивалках» и не о «большом спорте». Очень конструктивными будут кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием, восточными единоборствами. В данном контексте кружок хорош еще и тем, что, с одной стороны, ребенок получает возможность двигаться, а с другой – это вовсе не бестолковая беготня, его деятельность подчинена какому то ритму и цели, имеет некий, вполне понятный для ребенка конструктивный смысл. Однако, как бы ни был хорош, престижен и полезен кружок, главная забота и проблема – понравилась ли ребенку сама деятельность. Ходить в кружок, потому что «надо» или «полезно», «экспериментатор» не станет. А родителям не следует его принуждать.

При воспитании такого ребенка избегайте мелочного контроля, так как это обязательно вызовет у него раздражение, гнев. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность. Если малыш плохо себя ведет, то угроза наказания может дать эффект, обратный ожидаемому. Лучше противопоставьте возбуждению ребенка свое спокойствие и невозмутимость. А за послушание обязательно похвалите.

Чем старше ребенок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше – физические ограничения и преграды. Насколько возможно, попытайтесь установить контроль за деятельностью ребенка. Если вы, к примеру, застали ребенка зажигающим спички в комнате, вместо того чтобы накричать на него и прочитать ему длинную нотацию просто скажите ему: «Многим детям твоего возраста очень хочется играть со спичками. Конечно, это опасно, и мы не можем позволить тебе делать это в твоей комнате одному. Если тебе хочется зажигать их, ты можешь делать это в ванной, когда я стою рядом, или мы поставим ведро с водой во дворе, и ты сможешь бросать туда спички, пока я буду рядом». В условиях постоянных запретов ребенок будет искать возможность для экспериментов в отсутствие родителей.