Дети с повышенными потребностями

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.

В. Гюго

В обыденном лексиконе слово «характер» чаще всего используется для обозначения таких личностных качеств, как последовательность, упорство и целеустремленность (человек с характером), либо коммуникативных свойств человека (ангельский характер, тяжелый характер).

Врачи и психологи понимают под ним совокупность интеллектуальных, эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются в детстве. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.

Родители, говоря о характере своего ребенка, нередко находятся под влиянием двух полярных мифов: «характер – это врожденное свойство, не поддающееся никаким внешним влияниям» и «характер – исключительно следствие воспитания». В соответствии с этими принципами формируются две крайности воспитательной тактики: безнадзорность, вседозволенность или авторитарность, жесткий контроль. Источников подобных мифов несколько.

Они нередко совершенно некритически перенимаются от старшего поколения («Мои родители считали…»). Не менее действенны средства массовой информации и публикуемые в них сведения, не соответствующие действительности. Сюда же можно отнести заблуждения, создаваемые с корыстными целями (реклама). Наконец, огромное влияние на выбор тактики воспитания имеют популярные книги авторов прошлых лет. Многочисленные советы признанных авторитетов воспринимаются как руководство к действию:

«Вы не должны никогда ни в чем обманывать вашего ребенка.

Никогда не следует разговаривать с ребенком сурово или повышать на него голос.

Ни один ребенок не поймет, чего от него хотят, пока вы не станете полностью последовательны в наказаниях.

Никогда не разрешайте вашему ребенку перекусывать в промежутках между завтраком, обедом и ужином.

Пока вы не доверите вашему 6 летнему ребенку самому решить, будет ли он ходить в школу один или вы будете его провожать, он не сможет быть самостоятельным в выборе своего поведения».

Отдельно можно упомянуть книги Б. Спока. То, что предложил доктор Спок, представляло собой более гибкий, гуманный, естественный подход, и на некоторое время многие поверили, что найдено решение ряда проблем, причиной которых считалось практиковавшееся ранее жесткое обращение с младенцами. В последующие годы доктор Спок, как и другие специалисты, пришел к выводу, что ни одна программа воспитания не может быть одинаковой для всех детей, и методы любой из них должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям.